ВСЕ НАЧАЛОСЬ в конце XIX века со спора двух изобретателей. Один, американец, утверждал, что невозможно создать машину, которая убирала бы пыль. Англичанин из Глочестера побился об заклад со своим заокеанским коллегой: такой аппарат вполне реализуем. Победил представитель туманного Альбиона. Так появился на свет первый пылесос - "машина для удаления пыли засасыванием ее с воздухом вентилятором и отделением от воздуха в пылесборнике" (определение из "Большого советского энциклопедического словаря").
Вообще-то сам принцип машины, "глотающей" мусор и пыль, был очевиден и задолго до этого исторического спора: надо было создать достаточно мощный поток воздуха, который втягивал бы в себя и частички грязи и пыли. Проблема как раз в том и заключалась: как разогнать воздух? Отсюда и скепсис изобретателя-американца. Да и сама эта субстанция - пыль - не так проста, как может показаться рядовой домохозяйке, каждый день соприкасающейся с ней. Ведь пыли, с точки зрения физики, - это аэрозоли с твердыми частицами дисперсной фазы размером от 10-4 до 10-1 мм. Кроме того, по своему происхождению пыли очень различны: производственного, биологического, вулканического и др. Вдобавок ко всему некоторые виды производственных пылей взрыво- и пожароопасны, большинство - вызывают профессиональные заболевания.
Поначалу, в качестве побудителя расхода воздуха для "вакуумного чистильщика" (именно так по-английски, vacuum cleaner, или просто разговорное - vacuum, называется пылесос) послужила┘ паровая турбина. Естественно, агрегат этот оказался сравнимым по своим габаритам со средней величины автомобилем. Первые пылесосы представляли собой фургон, запряженный парой лошадей. Однако лондонцы, в этом городе появились впервые эти "чистильщики", были в восторге от этого чуда хай-тека. Понятно, что он мог разъезжать только по улицам. Он останавливался возле дома, хозяева которого заказывали такую услугу, в открытое окно забрасывался длинный резиновый шланг, и... Грохот был слышен на несколько кварталов.
Разумеется, как только в широкий обиход вошли электродвигатели, пылесос тут же стал электрическим и вполне компактных размеров. Первая такая конструкция появилась в США в 1899 году. В этом пылесосе уже были основные агрегаты современного пылесоса: электродвигатель и центробежный вентилятор. А 100 лет назад, в 1901 г., был получен патент на промышленное производство пылесосов.
В эти дни в лондонском Музее науки работает выставка, приуроченная к круглой дате - 100-летию со дня рождения пылесоса. Ведущие фирмы мира демонстрируют свои новинки. Electrolux, например, представил свою новую концептуальную модель - Robovac. Что это за устройство, думаю, понятно уже из самого его названия.
Но звездой выставки, по мнению специалистов, стал "уничтожитель пыли", способный самостоятельно передвигаться по дому, извлекая пыль из самых потаенных уголков. Один из экспонатов способен скользить вдоль мебели, объезжать играющих на полу детей и различных домашних питомцев. Этот интеллектуальный пылесос не нужно программировать: он использует 50 различных датчиков, которые непрерывно подают сигналы в три встроенных мини-компьютера - "мозг" машины.
В экспозиции, наряду с современными легкими и миниатюрными пылесосами, представлены и ветераны домашней бытовой техники.
Надо сказать, что мысль отечественных конструкторов тоже не стоит на месте. Правда, очевидно, стремление к микроминиатюризации промышленных изделий - это не национальная черта русского характера. Для нашей техники нужен простор! Хотя бы простор асфальтовых площадей. Именно для уборки городских улиц специалистами АО "Кировский завод" еще два года назад был создан и прошел испытания экспериментальный образец пылесоса-самохода. Песок, мелкие камни, различный мусор собираются в металлический бункер, система орошения при этом производит не только мойку асфальта или тротуарной плитки, но и не дает разлетаться в стороны пыли и мелкой грязи. Машина оснащена дизельным двигателем мощностью 60 лошадиных сил. К чести наших изобретателей, надо отметить, что за счет применения нескольких оригинальных технических решений наш пылесос-гигант работает значительно тише, чем его прародитель с паровой турбиной.