Литература. 8-й кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. В.Г. Маранцман, М.А. Бабурина, М.Г. Дорофеева и др.; Под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2001. Ч.1 - 272 с; Ч. 2 - 350 с.
Если с учебниками по русской литературе дела сегодня в стране обстоят, как говорится, неоднозначно (смотрите на этой полосе газеты статью Ильи Кукулина), то с хрестоматиями все более или менее понятно. Это вовсе не значит, что сделать хорошую хрестоматию легко, хотя для увлеченного литературой специалиста такая работа всегда будет в радость - если, конечно, нет необходимости соответствовать какому-то конкретному учебнику... А ее, такой необходимости, насколько я понимаю, сейчас не существует. Главное - следовать общей для всех общеобразовательных учреждений программе.
Хрестоматия под редакцией члена-корреспондента РАО В.Г. Маранцмана, продолжающая линию разработанных им учебных пособий, утвержденных Министерством образования РФ, соответствует греческому значению слова - полезного для учения собрания, однако свободна от преподнесения хрестоматийных истин как откровения. Основная проблема курса литературы в 8-м классе, по программе Маранцмана, - "Герой и время". Конечно, попробовав порассуждать на эту тему просто так, скажем, за кружечкой пива, согласитесь, трудно не впасть либо в пафос, либо в черную меланхолию, либо в откровенный цинизм. Скорее всего разговора просто не получится. А в классе и на страницах книги - можно и нужно.
"В этом учебном году нам предстоит увидеть, как разные эпохи выдвигают на авансцену литературы новый тип личности, как меняются сами формы литературного произведения". Посему - хронологические рамки двухтомника - от Плутарха ("Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь") до Евгения Шварца ("Дракон") и русских поэтов ХХ века "О времени и о себе" (Ахматова, Бродский, Высоцкий, Галич, Самойлов, Окуджава) - от эпики и героики до лирики и индивидуализма (все таки!) "Писем римскому другу" ("Помнишь, Постум, у наместника сестрица?"). "Любовью к жизни или отрешенностью от нее веет от стихотворения Иосифа Бродского?" - спрашивает хрестоматия. Прелесть ее в том, что она свободна от тех самых концепций, которые так любят выстраивать составители программ и учебников. По крайней мере явно, поскольку авторы отнюдь не забывают рассказать о житие как жанре древнерусской литературы - но уже после прочтения "Повести о Петре и Февронье". А следом между тем идет Ду Фу (я, честно говоря, удивился), где довольно подробно рассказано о жанрах ши и цы, но есть и "Вижу во сне Ли Бо", и "Стихи о том, как осенний ветер разломал камышовую крышу моей хижины", и "Песнь о боевых колесницах" в переводах Гитовича.
Структура каждого персонального раздела такова: сначала "Для чтения и обсуждения" (как правило, биография), потом собственно литература - то есть отрывки или произведение полностью, иногда - если есть необходимость ввести какое-то новое понятие, рассказать о новом для читателей жанре - делается и это, об иллюстрациях я не говорю - они присутствуют и вполне адекватны содержанию.
Как пример - пробежим страницы, посвященные Гете. Сначала биография - одновременно личная и творческая, с историческими и художественными деталями. Потом отрывки из статьи Цветаевой "Два "Лесных царя" (именно те отрывки, где она дает дословный перевод, рассуждает о том, что "придумал" Жуковский, и потом делает вывод о равновеликости двух разных вещей), далее два перевода - Жуковского и Аполлона Григорьева, вопросы, переход к "Страданиям юного Вертера", фрагмент романа с предложением прочитать его целиком и - на его примере - статья об эпистолярной литературе и эпистолярном романе в частности. Если кто-то может предложить лучший (книжный) вариант первого знакомства с Гете в 8-м классе общеобразовательной школы - снимаю шляпу.
Что касается подбора авторов, то он почти идеален; я бы лично слегка поправил (может быть, расширил) вышеприведенный список поэтов "О времени и о себе". Но этот раздел как бы и необязателен: не забудем, что 8-й класс - это еще и Сервантес, и "Повести Белкина", и "Герой нашего времени" (конечно, излюбленный и единственный, кажется, у нас в школе пример, где ставят жирную галку на "композиции"), и Гоголь ("Шинель" и "Ревизор"), и Тургенев ("Ася"). Еще - Некрасов, Тютчев, Гаршин, рассказы Чехова, Блок и Есенин, а с некоторых пор - Набоков (в хрестоматии - "Пильграм"), Булгаков ("Собачье сердце" с рассуждениями о "фантастическом реализме") и Павел Нилин ("Жестокость")... Книги все правильные - такие и надо читать в детстве, чтобы, как пел Высоцкий, "сосало под ложечкой сладко от фраз". И вообще от литературы школьникам сегодня нужна только литература.