0
858
Газета Учебники Интернет-версия

05.07.2001 00:00:00

Литература без концепций

Тэги: Учебникхрестоматия, литература, Маранцман, Бабурина, Дорофеева


Литература. 8-й кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. В.Г. Маранцман, М.А. Бабурина, М.Г. Дорофеева и др.; Под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2001. Ч.1 - 272 с; Ч. 2 - 350 с.

Если с учебниками по русской литературе дела сегодня в стране обстоят, как говорится, неоднозначно (смотрите на этой полосе газеты статью Ильи Кукулина), то с хрестоматиями все более или менее понятно. Это вовсе не значит, что сделать хорошую хрестоматию легко, хотя для увлеченного литературой специалиста такая работа всегда будет в радость - если, конечно, нет необходимости соответствовать какому-то конкретному учебнику... А ее, такой необходимости, насколько я понимаю, сейчас не существует. Главное - следовать общей для всех общеобразовательных учреждений программе.

Хрестоматия под редакцией члена-корреспондента РАО В.Г. Маранцмана, продолжающая линию разработанных им учебных пособий, утвержденных Министерством образования РФ, соответствует греческому значению слова - полезного для учения собрания, однако свободна от преподнесения хрестоматийных истин как откровения. Основная проблема курса литературы в 8-м классе, по программе Маранцмана, - "Герой и время". Конечно, попробовав порассуждать на эту тему просто так, скажем, за кружечкой пива, согласитесь, трудно не впасть либо в пафос, либо в черную меланхолию, либо в откровенный цинизм. Скорее всего разговора просто не получится. А в классе и на страницах книги - можно и нужно.

"В этом учебном году нам предстоит увидеть, как разные эпохи выдвигают на авансцену литературы новый тип личности, как меняются сами формы литературного произведения". Посему - хронологические рамки двухтомника - от Плутарха ("Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь") до Евгения Шварца ("Дракон") и русских поэтов ХХ века "О времени и о себе" (Ахматова, Бродский, Высоцкий, Галич, Самойлов, Окуджава) - от эпики и героики до лирики и индивидуализма (все таки!) "Писем римскому другу" ("Помнишь, Постум, у наместника сестрица?"). "Любовью к жизни или отрешенностью от нее веет от стихотворения Иосифа Бродского?" - спрашивает хрестоматия. Прелесть ее в том, что она свободна от тех самых концепций, которые так любят выстраивать составители программ и учебников. По крайней мере явно, поскольку авторы отнюдь не забывают рассказать о житие как жанре древнерусской литературы - но уже после прочтения "Повести о Петре и Февронье". А следом между тем идет Ду Фу (я, честно говоря, удивился), где довольно подробно рассказано о жанрах ши и цы, но есть и "Вижу во сне Ли Бо", и "Стихи о том, как осенний ветер разломал камышовую крышу моей хижины", и "Песнь о боевых колесницах" в переводах Гитовича.

Структура каждого персонального раздела такова: сначала "Для чтения и обсуждения" (как правило, биография), потом собственно литература - то есть отрывки или произведение полностью, иногда - если есть необходимость ввести какое-то новое понятие, рассказать о новом для читателей жанре - делается и это, об иллюстрациях я не говорю - они присутствуют и вполне адекватны содержанию.

Как пример - пробежим страницы, посвященные Гете. Сначала биография - одновременно личная и творческая, с историческими и художественными деталями. Потом отрывки из статьи Цветаевой "Два "Лесных царя" (именно те отрывки, где она дает дословный перевод, рассуждает о том, что "придумал" Жуковский, и потом делает вывод о равновеликости двух разных вещей), далее два перевода - Жуковского и Аполлона Григорьева, вопросы, переход к "Страданиям юного Вертера", фрагмент романа с предложением прочитать его целиком и - на его примере - статья об эпистолярной литературе и эпистолярном романе в частности. Если кто-то может предложить лучший (книжный) вариант первого знакомства с Гете в 8-м классе общеобразовательной школы - снимаю шляпу.

Что касается подбора авторов, то он почти идеален; я бы лично слегка поправил (может быть, расширил) вышеприведенный список поэтов "О времени и о себе". Но этот раздел как бы и необязателен: не забудем, что 8-й класс - это еще и Сервантес, и "Повести Белкина", и "Герой нашего времени" (конечно, излюбленный и единственный, кажется, у нас в школе пример, где ставят жирную галку на "композиции"), и Гоголь ("Шинель" и "Ревизор"), и Тургенев ("Ася"). Еще - Некрасов, Тютчев, Гаршин, рассказы Чехова, Блок и Есенин, а с некоторых пор - Набоков (в хрестоматии - "Пильграм"), Булгаков ("Собачье сердце" с рассуждениями о "фантастическом реализме") и Павел Нилин ("Жестокость")... Книги все правильные - такие и надо читать в детстве, чтобы, как пел Высоцкий, "сосало под ложечкой сладко от фраз". И вообще от литературы школьникам сегодня нужна только литература.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
378
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
441
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
303
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
329

Другие новости