Альберт Кравченко. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2000, 736 с.Б.иЮ
С УЧЕБНИКАМИ по культурологии сложилась парадоксальная ситуация - не вполне понятны рамки этой дисциплины, трактуется она так же вольно, как и само понятие "культура". Поэтому часто под одним и тем же названием читаются курсы мировой художественной культуры и некие вариации на тему эволюции социальных отношений.
Недостаток общепринятых терминов и четких объяснений терминов интуитивно понятных приводит к еще большей путанице. Студенты начинают пользовать в качестве учебников словари и справочники, что правильно, но это вопроса о культурологическом учебнике не снимает. К слову, идеальный учебник - это тот, с которого можно писать шпаргалки!
Вышедший учебник - хороший повод для разбора этих проблем. Во-первых, само по себе хорошо, что он, этот учебник, появился. Во-вторых, все слабые места, о которых мы уже сказали, в нем присутствуют. Например, определения. Вот чудесное слово "постмодернизм", "исторически новый тип культуры, который проявляется в философии, науке, искусстве. Его основополагающим принципом является свободное сочетание выразительных средств, а также плюрализм идей, мнений, точек зрения и конкретный гуманизм". Беда в том, что тогда можно так сформулировать вопрос на экзамене: "Конкретный гуманизм как основополагающий принцип постмодернизма в произведении Владимира Сорокина "Пир". И пусть этот прогульщик выкручивается!
Посему вторая часть книги превращается в пересказ на трехстах страницах всех достижений культуры и искусства в хронологическом порядке. Это по идее своей занятие неблагодарное, да и получается неважно.
Вот автор пишет: "Рядом с Бахом надо поставить его великого современника, итальянского скрипача-виртуоза Антонио Вивальди". Не надо их ставить рядом - потому что они разные, один не хуже другого. Но это всего лишь следствие того, что люди и события валятся в одну хронологическую кучу. Вообще стиль в этом учебнике, несмотря на название издательства, совсем не академический - мы узнаем, что "в молодости Маяковский постоянно что-то совершал" и что "другой великий русский поэт С.А. Есенин (1895-1925), родился в крестьянской семье. Ему, как и Маяковскому, была свойственна противоречивость характера: за пьяными кутежами, эксцентричными выходками и литературными боями скрывалась натура глубоко ранимая и романтическая. Есенин вошел в историю русской литературы как проникновенный лирик, тонко чувствующий родную природу, самобытность национального духа. Тема крестьянской Руси с ее "хилыми" избами и "тощими" полями, с ее песнями под тальянку, с белыми монастырскими стенами и маковками церквей занимает в его поэзии центральное место". Уделали, в общем, Есенина. Фразы эти - из школьного сочинения советского времени. Как написал, кстати, в таком школьном сочинении один тогдашний ученик: "Читая Есенина, мы ясно чувствуем боль русских крестьян, которых большевики ведут к коммунизму".
На самом деле это пересказ понятия "Есенин", сделанный в рамках массовой культуры. Но разговор про массовую культуру - особый. Автор придерживается той точки зрения, что "к массовой культуре относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря массмедиа или каналам массовой коммуникации, - это радио, телевидение, кино, пресса". Сразу хочется спросить, куда подверстывать массовую литературу? И если автор утверждает, что "массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления - середина ХХ века, когда средства массовой информации (радио, печать телевидение) проникли в большинство стран мира", то куда девать тонкие книжечки про Ната Пинкертона, которым так ужасался Корней Чуковский в начале века? Кстати, в том же учебнике, но в другом месте, написано: "Завершением эпохи Просвещения явилось с культурологической точки зрения возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры".
А уже на последних страницах появляется и вовсе какой-то загадочный Карпов университет в Праге. Вот Карлов университет - определенно явление культуры, а про карпов шпаргалки писать не надо...