Жукова Н.С. Учимся говорить правильно: Учебное пособие / Художник А.Разуваев. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, 72 с.
КНИГА известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Жуковой представляет программу, пожалуй, даже целую систему занятий с ребенком по развитию устной речи, разработанную и в других ее работах. Начиная от одного года жизни (а то и раньше) ее могут применять педиатры, воспитатели и, конечно, родители непосредственно в семье буквально с момента рождения, когда ребенок еще выражает свои ощущения - как радости от встречи с этим миром, так и неизбежных разочарований - обыкновенным криком.
В этот период, естественно, всякая мама общается с ребенком на интуитивном уровне. "Сашеньке кушать хочется", "Танечка устала", "У нас животик болит", "Мы описались!"... Но вот, например, предлагаемые автором в первой части так называемые игры-загадки, в которых можно использовать игрушки и разнообразные предметы обихода, - это когда дите начинает уже осознавать мир, узнавать людей и вещи, его окружающие: "Положив перед ребенком 3-4 знакомых предмета или их изображения, предложите: "Дай мне то, чем ты ешь суп и кашу". Или: "Покажи то, из чего ты будешь пить чай". Или: "Возьми то, чем мама причесывает тебе волосы и т.п.". На таких игровых заданиях может строиться диалог с ребенком, который еще не говорит (но понимать-то - уже начинает!).
Следующий раздел можно осваивать начиная с первых слов и фраз, произносимых ребенком. Кстати, как пишет Жукова, "существует мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX - начала ХХ века". Связано это с тем, что воспринимать нормально голос матери ребенку мешает повышенное зашумление среды обитания и дефицит общения с родителями. Из этого с очевидностью следует, что говорить с детьми нужно как можно больше, при этом до поры до времени вовсе не нужно исправлять произношения звуков - пока ребенок не начнет строить фразы самостоятельно. И еще: "Оберегайте слух младенца от однообразных ритмов "музыкальных" синтезаторов, которые не способствуют развитию у детей чувства ритма и речи!"
Наконец, в заключительной части книги "учимся слушать, отвечать на вопросы, рассказывать по картинкам". Здесь - простор для необузданной детской фантазии, когда, описывая каких-нибудь нарисованных зверушек, ребенок тут же встраивает их в историю - подбирает слова, находя порой совершенно неожиданные изобразительные средства. Тут-то и начинается настоящая русская речь! Важно, что для ребенка все эти упражнения должны быть облечены в форму игры, интересного познавательного приключения. Потому наиболее важными в книге представляются "задания для родителей", сопровождающие каждый рассказ, сказку, каждое из приведенных стихотворений: как лучше читать, на чем акцентировать внимание, на какие картинки обратить внимание, какие задать вопросы. Например: "Кто лучше прыгает: белка или кот?" Лично я задумался надолго. Радует, впрочем, что ребенок одной моей знакомой научился читать по "Букварю" Жуковой самостоятельно. Вот что значит - система