Литература. Учеб.-хрестоматия для 5 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. М.: Просвещение, 200, 254 с.; 272 с.
Когда-то все мы были пятиклассниками. Помню, из уроков литературы в того, своего, времени лично я запомнил - на всю жизнь - строки Роберта Льюиса Стивенсона в переводе Маршака: "Из вереска напиток Забыт давным-давно. А был он слаще меда, Пьянее, чем вино". Баллада была то ли в нашей книге для чтения (или как они тогда назывались?), то ли непосредственно в учебнике. До сих пор, мысленно (иногда) цитируя Стивенсона-Маршака, как бы спрашиваешь себя: "О каких событиях рассказала вам баллада "Вересковый мед"? Понравилась ли она вам? О чем заставила вас задуматься?" Действительно, о чем - если так долго хранится в памяти?
А вопросы эти - из новой двухтомной хрестоматии по литературе для пятого класса, красочной, с цветными иллюстрациями. Здесь есть и "моя" баллада, и Крылов, и Жуковский (тоже баллада - "Кубок"), и Пушкин. Погорельский, Лермонтов, Тургенев, Гоголь. Некрасов, Толстой и Чехов, и зарубежные писатели и отечественные, и всего хоть и понемногу, но весьма представительно.
По традиции, такого рода хрестоматии начинались с русских народных сказок. В этой - нововведение: "Из славянской мифологии". И сказано составителями, что "славянские мифы не сохранились. Существуют они в записях отдельных исследователей, в художественных произведениях некоторых писателей". Посему предлагается ознакомиться с мифом "Сотворение Земли", включенным в книгу Буса Кресеня "Русские веды". Далее - все-таки сказки, немного древнерусской литературы, из ХVIII века - конечно, Ломоносов. Дальше - вышеперечисленные классики и отдельный раздел "Русские поэты ХIХ века о Родине, родной природе и о себе". Почти к каждому произведению даны картинки, а то и не одна. И обязательно - цветной портрет автора, справочно-биографическая заметка, составленная по статьям или книгам известных литературоведов и/или популяризаторов творчества представленных авторов. Все это особенно важно хотя бы уже потому, что в прежних подобных пособиях многих писателей и поэтов просто не было - не могло быть. Здесь они (наряду, разумеется, с идущими еще от советских времен) есть.
Вторая часть хрестоматии открывается русской литературой ХХ века. Сначала малая проза: Бунин, Короленко, Куприн (отсюда, из его рассказа, узнал я слово "тапер"), Бажов, Паустовский, Маршак ("Двенадцать месяцев"), Платонов, Астафьев. Военные стихи Твардовского и Симонова. И - "о Родине, родной природе и о себе". Но уже поэты ХХ века. Бунин, Клычков, Есенин, Кедрин, Прокофьев, Рубцов. Есть даже Дон-Аминадо: "Старый Лондон пахнет ромом, Жестью, дымом и туманом. Но и этот запах может Стать единственно желанным. <...> Но один есть в мире запах, И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега". Есть и Саша Черный - с двумя рассказами под рубрикой "Писатели улыбаются".
Наконец, зарубежная литература. Открывает ее "Вересковый мед", потом - по главе из "Робинзона Крузо" и "Приключений Тома Сойера" (с настоятельными рекомендациями прочитать книги полностью), "Снежная королева" Андерсена, сказка Жорж Санд "О чем говорят цветы" и "Сказание о Кише" Джека Лондона... Чтобы не углубляться в подробности методики, принципов составления, отбора авторов, оформления и т.д. - предлагаю просто почувствовать себя пятиклассником. И почитать. Завершается книга справочным разделом: отрывком из статьи чтеца Якова Смоленского "Стихи и как читать их вслух" и кратким словарем литературоведческих терминов.
Остается добавить, что одна из составителей учебника-хрестоматии - В.Я. Коровина является редактором программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, а сама хрестоматия стоит в ряду других, выпущенных "Просвещением" "линией" для 5-9-х классов.