Учись учить
Вульфов Б.З. Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1999, 616 с.
КНИГА, изданная Университетом Российской академии образования (УРАО), предназначена главным образом студентам, изучающим педагогику. Но и - учителям, ученым, преподавателям - всем, кто обучает и сам еще не утратил способности к обучению. "Главная цель нашей книги - привлечь внимание читателя к педагогическим аспектам жизнедеятельности людей, показав универсальность педагогики, необходимой не только специалисту, но и любому человеку".
Содержание пособия соответствует одному из вариантов вузовской программы, которую в основном реализует первая часть под названием "Лекции, ситуации, первоисточники". Среди тем лекций - различные аспекты педагогической науки: от анализа систем воспитания, взаимосвязи процессов обучения и учения до этнопедагогики и размышлений по поводу совпадения (или несовпадения) педагога "идеального" и "реального", личности и профессии (тут запоминается такое выражение, как "жертвы педагогики": "Чаще всего ими оказываются допустившие ошибку в выборе педагогической профессии"). Интересны рассуждения реальных (но безымянных) студентов по всем рассматриваемым вопросам, впервые представленные в пособии такого рода.
Вообще книга выдержана скорее в эссеистическом ключе. Тому способствуют большое количество текстов в так называемых "Хрестоматии-1" и "Хрестоматии-2", помещаемых в конце разделов, и вторая часть, озаглавленная "Опыт, рефлексия, словарь". Словарь, ясно, педагогический, краткий. Рефлексия же затрагивает такие штуки, как "Юмор в педагогике", "Политика и педагогика", "Свобода по-педагогически" и т.д.
В числе авторов "Хрестоматий" - В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, В.Т. Шаламов и др. Особенный раздел с забавным заголовком "Почитайте! Это - интересно!" включает в себя нечто вроде рецензий на педагогические книги - от "Конфликтов детской души" К.Г. Юнга до "Наперекор оппозиции души" А.Г. Асмолова.
Впечатления моментов
Альтернативные технологии в сфере дополнительного образования: Сб. метод. материалов / Ред. И.О. Дементьев и др. - Калининград: ГП "КГТ", 1999, 200 с.
В ПРЕДИСЛОВИИ, изобилующем пространными цитатами из Канта (как только и может быть в Кенигсберге), сказано, что материалы сборника призваны раскрыть "широкие возможности дополнительного образования: от работы в летнем творческом лагере до организации школьного археологического музея, от проведения психологических тренингов до творчества в литературных мастерских и лабораториях". Так и есть. Первый раздел (а отчасти и два других), "Детский творческий гуманитарный лагерь", подготовлен в основном по опыту работы гуманитарного лагеря-семинара "Янтарное перо-99" для подростков 13-17 лет, работавшего вот уже пять раз - усилиями молодежного отдела Калининградской мэрии, центра "Молодежь за свободу слова" (он же и готовил книгу) и Неолитического отряда Балтийской археологической экспедиции Института археологии РАН. Здесь имеются программы для секций журналистики, литературы, философии и нечто вроде отчетов самих педагогов, вожатых, ведущих кружков, основанных на практической работе.
Раздел "Некоторые формы и методы дополнительной образовательной деятельности" обобщает опыт работы лаборатории "Музыка-живопись-слово", мастерской "Впечатление момента как движущая сила поэтического творчества" ("Участники должны были выйти на улицу и попытаться запечатлеть в японском трехстишии хокку какой-нибудь особенный с их точки зрения момент") и Историко-археологического клуба одной из калининградских школ.
Третий раздел - методические материалы для проведения психологических тренингов, разработанные по технологии видного человековеда Н.И. Козлова его учениками из Уфы. Вообще же география "прописки" авторов сборника (и сотрудников лагеря "Янтарное перо") весьма широка - Калининград, Иваново, Петербург, Уфа, Москва... Синтез разных подходов и жанров создает ту самую альтернативность, заявленную в названии. Каковая, впрочем, не предполагает конфликта с "традиционной" педагогической методой. Так что сборник будет полезен и "обычной" школе.
Словом, очень своевременная книга - хотя бы в связи с начавшимся летом, каникулами, необходимостью занять детей чем-то нестандартным, а тем, кто уже заинтересован конкретным делом, помочь свои чаяния осуществить: написать статью для газеты, романс и куплеты, погрузиться в психологию межличностных отношений, отрыть что-нибудь неведомое в культурных слоях и т.д., - ощутив при этом радость общения, плечо друга (подруги) и, главное, собственную нужность в этом мире.
А.В.В.