- В СВЯЗИ с ожидаемой реформой школьного образования у издателей появляется новое поле деятельности. Сейчас издателей много, много линий и вариантов одних и тех же курсов. Что нового в этой ситуации может предложить потребителю "Просвещение"?
- Переход на 12-летнее образование, как показало Всероссийское совещание работников образования, проходившее в январе в Кремле, - действительно, процесс необратимый. И естественно, что в нем будут участвовать многие издатели учебной литературы. Достаточно сказать, что в федеральном перечне на 2000-2001 год свою литературу предлагают 54 издателя! В том числе и мы. Все это подвигает нас к совершенствованию учебников - прежде всего это касается качества, только им и можно "брать" рынок. Это главный критерий. Сегодня мы имеем по абсолютному большинству предметов (может быть, исключая только экономику) по два-три, а по алгебре и геометрии - до пяти параллельных вариативных учебников и приложений к ним. Они действуют, продаются, работают. Вопрос в другом - до сих пор еще не отработаны все стандарты, которые будут применяться к 12-летней школе. Но, как мне представляется, Министерство образования не намеревается просто так включать учебники в федеральный перечень.
Я думаю, прежде оно будет требовать концепцию, может быть, пробную главу, а то и готовый оригинал-макет учебника, и здесь мы готовы посоревноваться с любым издательством. При качественном отборе мы здесь не проиграем.
Мы уже приступили к выпуску переработанной литературы для начальной школы. Если раньше мы выпускали параллельно учебники для трехлетней и четырехлетней начальной школы (то есть для тех ребят, кто пошел в школу соответственно с семи лет и с шести), то сегодня выпускаем почти исключительно для четырехлетки.
Во всяком случае, мы чувствуем себя уверенно. "Просвещение" иногда упрекают в том, что оно живет во многом за счет переизданий. В прошлом году мы издали 587 названий, но из них около 200 - абсолютно новые. Доля новых учебников всегда закладывается нами в планы, и потому мы вполне сможем поучаствовать в этом ожидаемом конкурсе на новые учебные издания.
- По каким критериям учебники включаются в федеральный перечень?
- В перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования, не включаются учебники, не прошедшие экспертный совет. А поскольку перечень - это документ для органов образования, которые заказывают литературу на местах, естественно желание каждого издателя туда попасть. Таким образом, экспертный совет фактически дает учебнику путевку в жизнь. В него входят ученые, учителя, методисты, педагоги, дидакты, которые, надо подчеркнуть, очень помогают в качественной оценке нашей работы.
- Экспертный совет состоит при Министерстве образования. Означает ли это независимую экспертизу?
- Сегодня экспертные советы (а они существуют по каждому предмету) очень здорово "почистили". Раньше, например, в экспертном совете по физике состоял наш заведующий редакцией. Сегодня ни в один из экспертных советов не входят сотрудники ни нашего, ни других издательств. Акцент больше на учительство, на ученых - и с моей точки зрения, это верно. Иногда, конечно, бывают какие-то затяжки, придирки, сложности, - но скорее это технические просчеты. Тут есть один интересный момент. За все время советской власти мы не платили денег экспертным советам. Сегодня по официальному договору с Министерством образования мы перечисляем в экспертный совет определенные суммы - и, прямо скажу, немалые!
- Это правильно?
- Думаю, что нет. Я все понимаю - раньше в этой части министерство финансировалось достаточно, а сегодня денег нет. Но все равно у меня это вызывает те же чувства, что и у вас... Единственное, что успокаивает, - мы платим не непосредственно экспертам, а министерству. Сколько и куда оно отдаст - условно говоря, в совет по начальной школе или по физике, - это меня не касается, и я этого не знаю. Кроме того, экспертные советы - это действительно хороший отбор, хорошие критерии и всегда много дельных советов и рекомендаций.
- Вы упомянули о вариативности и наличии у "Просвещения" нескольких "линий" учебников по одному и тому же предмету. А разумно ли это - когда получается, что учебники конкурируют как бы внутри самого издательства? Может быть, каждый издатель должен придерживаться одной, избранной линии по предмету и конкурировать с другими на рынке?
- Идея вариативности была провозглашена, когда ни в федеральном перечне, ни на рынке не было тех 50 издательств, о которых я говорил. Так что мы наработали это раньше. Тогда было время учителей-новаторов, каждый из них предлагал свою программу. Это поддерживалось с целью ухода от стабильного учебника, вообще от единообразия.
Наверное, в перспективе количество рекомендованных учебников будет меньше, соответственно уменьшится количество издательств, участвующих в их выпуске. Тогда и начнет работать то, о чем вы говорите. Учебников в самом деле очень много - и школа выберет те из них, которые будут востребованы.
- Каков сейчас механизм распределения учебников по школам?
- Очень простой - мы предлагаем, школа выбирает. Точнее, как правило, местные методические органы - из областных, городских, районных (по старому выражаясь) управлений образований что-то школам рекомендуют. Конечно, не весь список. Более того, в некоторых регионах не просто рекомендуют, а диктуют. А иногда заказывают учебники, и не спрашивая школу. Просто, когда региональный бюджет выделяет некую сумму, орган образования (попросту говоря - чиновники) эту проблему решает...
Мы в последнее время стараемся выходить на школы напрямую, но процесс этот не упорядочен и очень различается в разных регионах. Поэтому исключительно важным становится, как сейчас принято говорить, "продвижение" учебной литературы. Кто сумел подать свой учебник, организовал рекламу и пропаганду, тот и выигрывает. Сравнивая итоги 1998 и 1999 годов, я прихожу с следующему. В 1998-м мы издали 455 названий общим тиражом 25,5 млн. экз. В 1999-м - 587 названий общим тиражом 42, 3 млн. Считаю, что это поворот потребителей, учителей, школы к нашим учебникам. Значит, за счет качества, наличия методики, рабочей тетради, дидактических материалов плюс умения представить учебник непосредственно учителям мы сумели доказать его преимущества.
- Вы как-то рекламируете марку "Просвещения" или стараетесь представить конкретную литературу? Сегодня ведь действительно плохих учебников почти нет, все вроде бы нормальные. Как доказать, что ваш лучше?
- Плохих действительно нет - если учебники прошли экспертный совет... Но просто марку мы не пропагандируем. Недавно, скажем, коллеги работали в Воронеже - мой заместитель по маркетингу, заведующие редакциями физики и трудового обучения, немецкого языка, ведущие редакторы из редакции эстетического воспитания, редакции географии и естественных наук и так далее. То есть там были люди, которые непосредственно делают учебники. Они встречаются с учителями - и дальше идет работа по секциям. Там обсуждается тематический план, учебники критикуют, делают замечания, мы отстаиваем какие-то свои подходы, стараемся услышать все мнения.
Раньше, в советское время, прежде чем учебник становился стабильным, он должен был пройти довольно долгий путь. Сначала делался первый экспериментальный тираж - 3000 экземпляров, шла апробация на каком-то регионе, затем - доработка, исправление авторами недостатков. Потом переходили к пробному тиражу - уже до 40 000 экзземпляров и работе на более широкой "площади". Снова доработка - и только потом учебник становился стабильным.
У этой системы был только один колоссальный минус - от замысла до конечного учебника для всей страны проходило лет восемь. А за это время учебник мог и устареть - как с точки зрения науки (такой, например, как история), так и отчасти методики. Сегодня мы пытаемся как-то компенсировать этот долгий процесс созданием обратной связи. У нас есть целый ряд экспериментальных площадок. Издательство заключает с какой-то школой договор, отдает ей новые учебники, там с ними работают учителя, передают замечания нам и авторам - причем и авторы участвуют в работе. После этого мы можем представить учебник на экспертный совет.
Кроме того, мы ежегодно собираем представителей регионов - методистов, которые потом будут рекомендовать учебники школам. Недавно такое мероприятие состоялось в Твери. Были выступления всех заведующих редакциями, демонстрировались уже выпущенные и готовящиеся учебники, обложки, пробные главы, рекламные материалы - то есть вся наша кухня. В рамках этого совещания прошла Интернет-конференция с петербургским автором по новейшей истории А.Я. Юдовской. Таким образом, мы показали методистам, что делает и собирается делать издательство, и одновременно продемонстрировали информационные возможности Интернета.
Вы спросите, какова от всего этого отдача? В 1998 году средний тираж учебника был 64 тысячи экземпляров. А в 1999-м - 84 тысячи, причем из изданного в 1999 году мы реализовали 70%. Это, мне кажется, очень приличный показатель, причем значительно превышающий предыдущие годы.
Кстати, как вы знаете, "Просвещение" - хоть и государственное издательство, но какой-то последний минимум госсредств получило в 1996 году. С тех пор работаем только на собственные оборотные средства.
Что я имею в виду? Если любое новое независимое издательство, выходя на рынок, изначально ставило себе задачей получить прибыль, то нам тут пришлось сложнее. И тем не менее мы не потерялись, перестроились и работаем.
- Каким все-таки должен быть учебник в России - платным, бесплатным? Я имею в виду, конечно, для школы - для издателя он всегда платный; но кто должен его выкупать - родители, государство или, как это происходит сейчас, местные бюджеты?
- Как-то однозначно я ответить не могу. Весь мировой опыт показывает: там, где экономика стабильная, там учебники полностью или частично оплачиваются государством. Но в то же время учебники имеются и в свободной продаже.
Вообще говоря, в доктрине образования записано, что учебники должны быть бесплатными. Но если учебник бесплатный, если государство хочет за него платить, тогда как оно должно себя вести? Например, месяц назад один из бумажных комбинатов повысил цены на 5%. В сегодняшней России все бумажные комбинаты акционированы. Ценовая политика там никем не контролируется. А раньше ценообразование было в руках государства, и оно, государство, устанавливало единый для всех процент рентабельности. То же самое было и со всеми остальными ценами, которые, естественно, закладывались и в бюджет на производство учебников... Сейчас в Совете Федерации разрабатывается документ об учебном книгоиздании. И там мы пытаемся ставить эти проблемы.
Словом, возникает целый ряд проблем, которые невозможно решить без наличия жестких финансовых рамок и определенного государственного регулирования.
Кстати говоря, и сейчас есть целый ряд государственных программ, которые достаточно успешно осуществляются - в том числе Министерством печати. Нам выделяют деньги на коррекционную школу. Но, естественно, мало. Мы делаем всего пять-шесть таких изданий, а у нас их в портфеле - 140. И это, не считая методик, рабочих тетрадей, дидактических материалов... При всем при том что это - составляющая часть учебного процесса, без которой объективно не обойтись.
- Тем не менее вам удобнее было бы работать при наличии государственного финансирования?
- В сегодняшней нашей жизни все довольно сложно. За три года мы уже отвыкли от государственного финансирования и готовы дальше работать в этой ситуации.
В России 67 тысяч школ - из них 19 тысяч городских. Если мы держим единую рентабельность в последние годы на уровне 15% и берем за доставку 7%, я считаю, это позволяет ставить оптимальную цену на учебник. То есть ту, которая будет по карману большинству родителей. Тем более, как вы знаете, и сейчас значительную часть в выкупаемых учебниках составляют родительские деньги. Регионы, которые выделяют деньги на учебники хотя бы в половинном объеме, можно пересчитать по пальцам, а единственный регион, который выделяет финансы на изготовление и доставку учебников до школы в полном объеме, - это Москва. Ни Московская область, ни Санкт-Петербург не могут себе этого позволить. При необходимости в 30-40 миллионов выделяется два-три, полтора. В лучшем случае - 10-15. Все остальное - за счет родителей и спонсоров на местах...
- Как вы относитесь к созданию Ассоциации учебного книгоиздания?
- "Просвещение" не состоит в этой ассоциации. В этом году исполняется 10 лет Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ). Мы являемся ее членами и переходить в какую-то другую ассоциацию не считаем целесообразным. Когда возникла идея создания Ассоциации учебного книгоиздания, я, например, сразу спросил: а зачем? Давайте, если хочется, сделаем секцию в рамках АСКИ.
- А есть ли реальная польза вообще от всех этих ассоциаций - АСКИ, АСКР, новой учебной и так далее?
- От АСКИ была зримая конкретная польза - во-первых, по ее инициативе был принят целый ряд документов, которые очень серьезно помогли издателям. В частности, это постановление правительства о льготах (и его продление - если помните, в этом году его действие должно было закончиться). Потом много мелких вопросов, которые без АСКИ было бы решать гораздо сложнее. Раз в два года проходят съезды, вся работа строится только на членских взносах - и все это достаточно прозрачно. АСКИ постоянно делает коллективные стенды на выставках - в частности во Франкфурте. Я уж не буду говорить, сколько выставок, презентаций и других культурных мероприятий провела Ассоциация книгоиздателей...