Пантелеев М.М., Саватеев А.Д. Современный мир: Учебное пособие для XI класса средних учебных заведений /Под ред. М.М. Пантелеева. - М.: МИРОС, 1999, 272 с.
ПРОГРАММА курса "Современный мир" была разработана одним из авторов учебника, М.М. Пантелеевым, в начале 90-х годов как попытка связать воедино новейшую историю зарубежных стран и нашей Родины на стыке политологии, социологии, культурологии и экологии. Замысел сам по себе интересный, хотя большинство учителей предпочитало и предпочитает изучать не интегрированный предмет, а отдельные курсы отечественной, зарубежной истории и обществознания. Но даже в этом случае книга Пантелеева и Саватеева заслуживает внимания как хороший источник фактического материала и как подспорье для реализации межпредметных связей.
47 проблемных параграфов, содержащих исторический, социологический и политологический материал, относящийся к событиям и тенденциям мирового развития после 1945 года, объединены в 12 тематических глав, а те, в свою очередь, - в 5 крупных разделов: "Глобальные проблемы человечества", "Развитые страны Запада: от нестабильности к "консервативной революции", "Советский Союз и Восточная Европа: от триумфа к краху социализма", "Страны Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны. Крушение колониализма", "Духовные проблемы современного человечества".
Доминируют проблемы планетарного масштаба, на их фоне показано развитие трех основных групп государств с их собственными внутренними и внешними противоречиями и трудностями. Заключительный раздел - рефлексия проблем развития культуры.
В пособии отсутствует бравада в описании явных достижений человечества, нет и обреченности при объяснении самых неблагоприятных тенденций. Авторы анализируют весьма сложный, но отнюдь не безумный мир, обучая старшеклассников понятийному аппарату этого мира. Такой подход, накладываясь на собственный, часто негативный социальный опыт наших тинэйджеров, готовит к жизни новое поколение, призванное не бояться сложностей и отвечать за свои поступки. Изложение вопросов, связанных с развитием науки, техники, технологии, социальной экологии и современной культуры, - выигрышная часть книги, а ведь именно этому часто трудно учить и, к сожалению, еще чаще скучно учиться.
Авторы стремятся к максимальной информативности текста. Беглый взгляд на страницы первого, второго и последнего разделов отмечает непривычное для учебника истории количество цифр. И это не только даты, кстати, хорошо отобранные и не перегружающие память, но и интересный фактологический и статистический материал. Сразу исправим хронологическую ошибку: организация Варшавского договора возникла в 1955 году. Нетрадиционен и подход авторов к вопросу о продолжительности холодной войны, куда-то "потерялось" Хельсинкское совещание 1975 года...
В целом качество текста высоко, книгу хочется читать и можно рекомендовать для самостоятельной работы старшекласснику. Интересно работать с вопросами и заданиями к тексту (автор методического аппарата И.С. Хромова): они нестандартны, нацелены на осмысление материала и становление самостоятельного мышления. Кстати, любопытно начать чтение с главы XI "Человек и информация": источники информации, информационная война... - полезно в качестве комментария к российским политическим битвам, прошедшим и грядущим. В этой же главе дан квалифицированный анализ общественных теорий, позволяющий сопоставить позиции марксизма, демократического капитализма, государства всеобщего благоденствия, индустриального и информационного общества и "приложить" мерку научных теорий к российской действительности.
Интегрированный подход имеет свои достоинства, но неизбежны и издержки. В данном случае "пострадали" собственно исторические разделы. Вместе с тем в пособии чрезвычайно подробно представлена история стран "третьего" мира, нашлось в ней место и персоналиям. Нет скороговорки в описании событий, нет знакомого по некоторым учебникам перечисления "проблем и тенденций" "через запятую". Автор этой части А.Д. Саватеев стремится к беллетризованному изложению и достигает цели хотя бы потому, что для учебников по всеобщей истории такой отказ от академического стиля достаточно редок.
В общем, любитель чтения по достоинству оценит пособие. А вот детям экранной культуры придется сложнее. Весь наглядный материал пособия черно-белый, практически отсутствуют карты (их всего две), нет схем, а произведения современного искусства представлены в основном описаниями. Статистический и документальный материал включен в текст и также представлен в "пересказе". Обидно, но "историко-географическая" ошибка допущена в тексте на странице рядом с иллюстрирующей тему ликвидации колониализма картой. На самом деле Бельгийское Конго ныне называется Заир, а не как пишут авторы - Демократической Республикой Конго (это название до 1971 года), а республика Конго была французской колонией.