Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1999, 112 с.
М.А. Гузик. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре: Древний Восток и Западная Европа: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1999, 208 с.
О.С. Сороко-Цюпа и др. Школьный атлас по зарубежной истории с древнейших времен до наших дней: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1999, 128 с.
УХОДЯЩИЙ год среди прочего оставил нам три книги издательства "Просвещение", объединенные одним предметом исследования - историей. Пособие "Как сегодня преподавать историю в школе" являет собой попытку синтеза существующих методик обучения с собственно авторской. Авторы затрагивают проблемы реформирования преподавания этого школьного предмета, актуальные для каждой эпохи и для всякого народа. Очевидная необходимость перемен и внесения корректив в методику преподавания истории в нашей стране обусловлена происходящими социальными и экономическими изменениями как в области информационной среды, так и в ценностно-ориентационной сфере всего населения. "Реформы системы среднего, то есть школьного, образования в первую очередь необходимы для приведения этой системы в соответствие, с одной стороны, с потребностями общества в конкретный период его развития, а с другой - с социально-экономическими возможностями и ресурсами, которые правящая группировка предполагает выделить на функционирование этой системы. Глубина и масштабы реформ образования всегда в той или иной степени были объектами столкновения социальных интересов разных слоев общества и политической борьбы", - пишут авторы.
Самая проблемная - в области методик преподавания и в части конкретного материала - наша история XX века. Именно вокруг учебников по этому периоду разворачиваются дебаты в периодической прессе и в среде учителей. Используя методологию М. Вебера и его принцип "свободы от оценок", Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова пытаются, во-первых, освободить процесс преподавания истории от оценочных суждений, но не утерять при этом национально-культурного ядра исторического образования, а во-вторых, сделать процесс преподавания более разнообразным, интересным и личностно окрашенным. В заключительном разделе книги приводятся несколько примеров тематических уроков, выполненных с помощью представленной методологии. Авторам вполне удалось создать собственную методику, которая заинтересует всех преподавателей, и не только школьных, но и вузовских.
Вторая книга - "Учебный путеводитель по мировой художественной культуре" М.А. Гузика - представляет собой применение описанной выше методологии на практике. Подача идеологически не окрашенного материала осуществляется с помощью схем-конспектов, которые позволяют получить целостное представление о культуре той или иной эпохи. Сведенные вместе материалы по религии, архитектуре, литературе, музыке, философии и т.д., несомненно, помогут разобраться ученику в обширном массиве данных, а также систематизируют отрывочные знания просто интересующихся мировой культурой людей. Все схемы снабжены обширным фактическим материалом. Хайдеггер и Амон-Ра, Иеремия и Пруст, Микеланджело и Энди Уорхол в одном флаконе - это нечто.
Тому же, кто не удовлетворился вербальным приобщением к мировой культуре, "Просвещение" предоставляет дополнительные визуальные возможности в виде "Школьного атласа по зарубежной истории". Исторические карты - это обобщенное условное изображение исторических периодов или событий. "Атлас" родился из попытки создания картографической панорамы всемирной истории с древнейших времен до наших дней. Представляя собой логическое продолжение ранее выпущенного "Школьного атласа по истории России" Е.П. Градской и А.Н. Самсонова, новый атлас синхронизирует процессы отечественной и зарубежной истории. Победа революции на Кубе (январь 1959), миграции негритянского населения в Северной Америке, вторжение варварских народов в Европу и подробный план Вавилона - ценная находка как для подрастающего интеллектуала, так и для профессионального историка.