А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10-х кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2000, 161 с.
ОСНОВНОЙ закон безопасности гласит: "Не влезай - убьет". Есть и несколько "подзаконных" правил: "не суйся - голову оторву", "не знаешь - и молчи", "не плюй против ветра - не стой под стрелой", "не делай добра - не получишь и зла", "любопытной Варваре..." и т.п. Тем не менее всякому из нас приходится совершать те или иные действия, неизбежно приводящие к определенным последствиям - как в окружающей реальности, так и в собственном организме (не исключая и психической его составляющей).
Например: "Прежде чем взять рюмку спиртного, кем бы она ни была предложена, подумай: или ты хочешь быть здоровым, жизнерадостным, способным воплотить свои желания в жизнь, или ты с этого шага начнешь уничтожать себя. Подумай и прими правильное решение".
Это - из нового учебника по "Основам безопасности жизнедеятельности" для 10-го класса, вышедшего только что и даже помеченного 2000 годом. Понятно, что подобные сентенции вряд ли возымеют свое действие, однако задуматься действительно заставляют. Особенно если подкреплены должной базой ("всего 80 г алкоголя действуют целые сутки", "уже 100 г водки губят 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга", "в США ежегодно регистрируется 400 тыс. травм получаемых в состоянии опьянения", "снижение половой функции наблюдается у 1/3 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками" и т.д.). Знакомый пьющий (но не курящий) филолог признался как-то: "Знаешь, почему я не курю? Потому что еще в детстве прочитал на пачке сигарет, что курение вредит здоровью. Вот когда на водке станут писать, что она - яд, вред и т.д., тогда и пить брошу. Совсем". Вот она - сила слова, внушенного с детства. Кстати, в учебнике есть главка и о курении. Жалко все-таки, что в былое время в курсе начальной военной подготовки (а ее развернутым продолжением и является предмет ОБЖ) спирт, если мне не изменяет память, упоминался разве что как дезинфицирующее средство.
На самом деле в учебнике, конечно, не столько про водку и иные зависимости, трудности и гадости жизни, сколько про их преодоление.
Разделы. "Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях". Здесь и правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях (в помощь Маугли и юным Робинзонам), и в "ситуациях криминогенного характера" (с немаловажным приложением "Уголовная ответственность несовершеннолетних"), и в "условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Все эти главки с подзаголовками "Самостоятельная подготовка к практическим занятиям"! Здесь же кое-что о законах и правовых актах (как мы уже видели), о радиации и оружии массового поражения (ядерном, химическом, бактериологическом). Совсем чуть-чуть про "обычное оружие и его поражающие факторы", про укрытия, средства индивидуальной защиты и гражданскую оборону.
Раздел II - "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни". Как раз отсюда вышецитированное. Здесь же - о биологических ритмах, профилактике утомления и немножко того, что можно назвать зачатками основ эргономики. Вообще эта часть весьма познавательна, но и столь же кратка, ибо, как сказано уже в аннотации, особое место уделяется все-таки "Основам военной службы" - новому (в учебнике - третьему и заключительному) разделу в курсе ОБЖ. То есть, говоря своими словами, хорошо забытому старому доброму и уже упоминавшемуся предмету НВП (как сейчас, помню своего школьного преподавателя по "Начальной военной подготовке" майора-отставника Пал Стаканыча - то есть, извините, конечно, Степаныча, и свою твердую пятерку по этому многотрудному предмету).
Собственно, учебник под сей раздел, кажется, и задуман. Уже на форзацах - соответствующие картинки. В начале: противогаз гражданский фильтрующий ГП-7, газодымозащитный комплект ГДЗК и самоспасатель промышленный изолирующий СПИ-20. Освоишь, научишься надевать-снимать и при этом не задыхаться до смерти, пролистаешь учебник и - в конце - имеешь "Знак с цепью и звезду ордена Св. Андрея Первозванного. Из фондов исторического музея"; или на худой конец что-нибудь из орденов: от "За заслуги перед Отечеством" (первой, конечно, степени) до ордена Мужества. Этапы, так сказать, большого пути: от элементарного противогаза через тернии к славе и героизму.
Концептуально учебник очень выдержан. Хорошая бумага, яркая обложка, классный дизайн. Ясно, что в оформлении в последние годы продвинулись практически все издатели (и учебной, и обычной литературы), но здесь можно действительно позавидовать: если бы нас в свое время учили по таким книжкам, может быть, со страной не случилось бы многого из того, что случилось. Вообще эта линия учебников "Просвещения", кажется, намечает тот подход, который почему-то упущен в большинстве школьных образовательных программ. Тут в тебя не только впихивают некий набор базовых знаний, но и ненавязчиво учат обращаться с этими знаниями ответственно, а главное - отвечать за себя самого и окружающий мир. Именно ответственность, самоопределение, умение сделать выбор, принять самостоятельное решение и воспитание воли к его исполнению - базовые понятия для современного мира, а значит, и для безопасной в нем жизнедеятельности. При этом авторы, естественно, отнюдь не избегают если не обсуждения, то хотя бы намека на некоторые "неправильности" текущей реальности. Достаточно сказать, например, об иллюстративном ряде. В книге, кроме "официальных" полотен и героико-патриотических живописных шедевров, использованы достаточно свежие фотоматериалы Центра по распространению информации при пресс-службе Министерства обороны РФ и фотохроники ИТАР-ТАСС. Вот последствия теракта - взрыв в доме пограничников в Каспийске; вот бригада спасателей МЧС разгребает завал после взрыва газа на Щербаковской; вот атомная подводная лодка "Тайфун" (в иные времена за такой снимок в школьном учебнике могли бы и "куда следует" - да с концами...); наконец, просто "развод суточного наряда" и т.д. Словом, в ведомствах Шойгу и Сергеева могут быть спокойны - их корпоративный заказ выполнен на славу!