0
5984
Газета НГ-Сценарии Печатная версия

21.09.2020 16:44:00

Америка задумалась над собой

Пандемия – лучшее лекарство. От любого имперского величия

Анна Кроткина

Об авторе: Анна Кроткина – журналист, преподаватель Университета им. Вашингтона и Ли, штат Вирджиния.

Тэги: трамп, сша, пандемия


трамп, сша, пандемия Хорошо бы нам на статую Свободы масочку надеть. Фото Reuters

Говорят, что в китайском Ухане после отмены карантина возросло число разводов. Может быть, когда коронавирус поутихнет, количество расставаний супругов увеличится и в США. Но пока только и слышно об укрепившихся браках и историях мгновенно возникших, но счастливых союзов, образовавшихся в результате самоизоляции.

«Мой муж теперь каждое утро заваривает свежий кофе, и мы вместе пьем его на террасе. А вечером пьем вино и ужинаем при свечах», – сказала мне недавно подруга, оказавшаяся в более тесном семейном союзе, чем ей было привычно.

Она и ее муж – преподаватели, работающие сейчас из дома, и оба стараются сделать круглосуточное пребывание в общем пространстве оптимально приятным.

Другая моя знакомая в самом начале пандемии съехалась с бойфрендом, с которым до этого встречалась около месяца. Союз этот пока приносит только радость: пикники в районном парке, разведение овощей на балконе и сериалы по вечерам.

Вирус снижает безработицу

В Америке всплеск семейности во время природных катаклизмов воспринимается как норма. Если верить народному поверью, то через девять месяцев после каждого сильного снегопада, когда на дорогах сугробы и из дома нельзя и нос высунуть, в роддомах США приток рожениц. Вера эта так укоренилась, что никакие статистические данные, ее опровергающие, не могут разрушить эту милую сказку.

По аналогии с метелями многие в США надеются, что после COVID-19 и всеобщего домашнего заключения можно ждать наплыва новорожденных. Но эти ожидания, согласно демографам и экономистам, не оправдаются.

Недавно экономисты Мелисса С. Кирни и Филипп Б. Левин опубликовали исследование, в котором пришли к заключению, что COVID-19, вероятно, приведет к значительному спаду рождаемости из-за возникшей в стране экономической рецессии. В следующем году, пишут они, сокращение рождаемости в США может составить от 300 тыс. до 500 тыс. рождений.

В современном обществе экономика, пишут эти исследователи, играет решающую роль в решении людей заводить детей. Люди выбирают количество детей с учетом их долгосрочного благополучия и затрат, связанных с их нуждами. Увеличение дохода приводит к увеличению числа рождений. В экономике это называют «положительным эффектом дохода».

В своем исследовании ученые приводят неоспоримые доказательства: в районах США, связанных с угольной промышленностью, количество детей напрямую связано с расцветом, а потом и с сокращением этой индустрии.

Пока дела шли хорошо, рождаемость была относительно высокой, но с затуханием промышленности в этих районах детей стало рождаться меньше. Упала рождаемость и в районах США, где произошло сокращение занятости и доходов в результате усиления конкуренции и увеличения импорта из Китая.

А вот в районах гидроразрывной промышленности увеличение доходов привело к увеличению числа рождений не только в браке, но и вне брака.

Рождаемость в США после периода относительной стабильности упала и после рецессии 2008 года. (В 2007 году коэффициент рождаемости составил 69,1 рождений на 1 тыс. женщин; в 2012 году этот показатель составлял 63,0 рождений на 1 тыс. женщин. Это падение означало примерно на 400 тыс. рождений меньше.)

На сегодняшний день американская экономика постепенно оправляется от первого шока пандемии и уровень безработицы упал до 8,4% в августе с 10,2% в июле. Тем не менее такой уровень безработицы, считающийся в США очень высоким, создает, по мнению специалистов, ощущение неуверенности в завтрашнем дне, несовместное с планами увеличить семью.

Экономический спад будет не единственным фактором в решении не заводить сейчас ребенка: вдобавок к денежным проблемам есть еще и страх заразиться коронавирусом во время беременности или родов.

Страх этот небеспричинный: согласно Национальному агентству по охране здоровья (CDC), «по сравнению с небеременными женщинами беременные могут быть подвержены повышенному риску тяжелого заболевания COVID-19. Беременные женщины с COVID-19 могут иметь повышенный риск неблагоприятных исходов беременности, таких как преждевременные роды».

Женщины, которые ждут ребенка, боясь заразиться, стараются по возможности избежать традиционного медицинского обслуживания. «Многие беременные боятся инфекции и не хотят рожать в больницах. В результате многие стали пользоваться услугами акушерок и рожать дома или в специальных родильных центрах, не связанных с больницами», – сказала мне врач Катрин Харбор в городе Лексингтоне в Вирджинии.

Контрацептивный бум

Кроме экономической нестабильности и страха заразы останавливают людей на пути к размножению и профессиональные соображения: работа из дома при только частично открытых школах и детских садах создает огромный стресс для родителей и тоже не способствует желанию завести ребенка или умножить количество детишек.

Неудивительно, что запросы на контрацептивы, согласно государственным данным, выросли за последние несколько месяцев на 50%.

По мнению многих специалистов, пандемия выявила и усилила уже существовавшие общественные тенденции. Например, склонность американцев не ходить по магазинам, а заказывать себе вещи онлайн стала превращаться в устойчивую привычку, которая изменит судьбу многих бизнесов.

Из-за карантина на первый план вышла только намечающаяся раньше тенденция работать удаленно. Скорее всего работа на удаленке станет частью нормы. На это указывают пустующие небоскребы делового района Нью-Йорка. Хотя в городе коронавируса сейчас почти нет, компании не спешат с планами возвращения служащих в их офисы.

При пандемии высветились и обострились проблемы давно существовавшего расового неравенства. Новое исследование показало, что среди людей моложе 65 лет и умерших от COVID-19 две трети – афроамериканцы и люди латиноамериканского происхождения.

Падение рождаемости тоже не взялось из ниоткуда. Рождаемость в Штатах падала и до коронавируса, и пандемия только усилила уже существующую тенденцию.

Еще до вируса рождаемость в Штатах даже при высоких экономических показателях упала до рекордно низкого уровня. Статистические данные, опубликованные Национальным центром статистики здравоохранения, показывают, что коэффициент рождаемости в последние четыре года составил 1,7 ребенка на женщину. Это самый низкий уровень рождаемости с начала регистрации деторождения в 1909 году.

И такое, говорят демографы, неудивительно. Потому как падение рождаемости – явление мирового порядка. В таких странах, как Япония, Корея, Испания, Италия и большинство стран Восточной Европы, численность населения уже идет на спад.

Население Земли, согласно последним исследованиям, достигнет максимума в 2040 году, а в 2060-м начнет неуклонно снижаться. Это означает, что все мы, как ни крути, вступили в так называемый четвертый демографический переход, при котором рождаемость будет постепенно уменьшаться.

Распределение рождаемости на этапы ввели во второй четверти ХХ века американские демографы Уаррен Томпсон и Фрэнк Нотштейн, и об этой периодизации стоит сказать несколько слов.

История демографических колебаний

Первый этап начался с существованием человека и продлился до XVIII века. Этот этап характеризуется высокой рождаемостью и высокой смертностью. В течение этого периода голод и болезни сопутствовали человечеству повсюду. Отсутствие чистой питьевой воды, свободно плавающие нечистоты, тухлая пища создавали среду, в которой выживала лишь небольшая часть детей. В средневековой Европе треть детей погибала в первые пять лет жизни.

Тех, кто ухитрялся выжить, преследовало хроническое недоедание, ослаблявшее здоровье. В этот период уровень насилия тоже был очень высок. Если человека не добивали голод, постоянные войны и бытовые убийства, а также эпидемии чумы, скарлатины, тифа, дизентерии, холеры, дифтерии, гриппа, кори и оспы, то измочаленный человек умирал в начале шестого десятка.

Второй демографический этап определяется постепенным снижением уровня смертности, в то время как уровень рождаемости остается высоким или даже повышается.

Снижение смертности обусловлено при этом несколькими факторами. Прежде всего эпидемии чумы, появившиеся в Европе в 1346 году и поражавшие иногда до 60% населения, стали возникать все реже и реже.

7-15-2350.jpg
Куда все-таки повезем – на вирус или
в психушку? Фото Reuters
Улучшилось снабжение продовольствием. Начиная с XVIII века в Западной Европе методы ведения сельского хозяйства были усовершенствованы. В результате урожаи стали более высокими и в городах уменьшился голод.

Еще одним фактором, связанным с улучшением питания, был завоз картофеля, помидоров и кукурузы из Америки. Таким образом, увеличилось количество продуктов питания в рационе европейцев, значительно повысив качество жизни в Северной Европе.

Улучшение жизни позволило людям раньше вступать в браки, и это немного повысило уровень рождаемости. При этом дети стали умирать не так часто, потому что произошли значительные перемены и в области здравоохранения. В городах была проведена канализация и повысилось качество водоснабжения; растущие научные знания о причинах болезней привели к понятию личной гигиены; медицина стала превращаться в науку, так, в 1796 году в Англии появилась первая вакцина против оспы.

Обращение с продуктами питания тоже изменилось, то есть стали меньше есть тухлятину.

В конце ХIX и начале XX века важную роль сыграли популярные среди женщин программы просвещения в области здравоохранения. В результате впервые в истории человечества люди XIX века увидели быстрый и устойчивый прирост населения.

Отметим, что большинство стран переросло этот этап. В фазе прироста населения и бесконтрольного деторождения застряли только самые неблагополучные регионы Ближнего Востока и страны Африки к югу от Сахары.

Третий демографический этап приближает население к стабильности за счет снижения рождаемости, которое началось в развитых странах Северной Европы к концу XIX века и последовало за снижением уровня смертности.

Прежде всего рождаемость стала снижаться в результате урбанизации. Для фермера или крестьянина ребенок – это помощник. В городе ребенок – это еще один нахлебник, ненужный в хозяйстве, да и растить его в городе дороже, чем в деревне. Кроме того, горожанки, научившись грамоте и получив образование, начали еще в XIX веке пользоваться противозачаточными средствами и вообще бороться за свои права.

Чем больше женщины отвоевывали себе прав, тем больше они контролировали количество детей в семье.

И наконец, четвертый демографический этап характеризуется стабильностью и постепенным спадом рождаемости.

Несколько факторов способствуют этому окончательному снижению роста населения. Прежде всего это все нарастающий процесс урбанизации.

Ребенок нужен взрослым для счастья

В 2007 году ООН объявила, что первый раз в истории человечества больше людей живет в городе, чем в деревне. Урбанизация во всем мире одинаково сказывается на рождаемости. (Китай, вопреки любителям антинаучных пророчеств, не исключение. Хотя там отменена политика одного ребенка, коэффициент рождаемости составляет сегодня 1,7 ребенка на женщину.)

Противозачаточные технологии второй половины XX века, несомненно, сыграли в этом этапе свою роль. Но не в них одних суть.

Вдобавок к урбанизации снижение рождаемости вызвано отмиранием традиционных ценностей. Как отмечает автор книги «Пустая планета: шок глобального сокращения населения» Даррелл Брикер, «современная семья заводит детей не для того, чтобы выполнить долг перед обществом, семьей или Богом. Ребенок нужен человеку для личного удовлетворения и счастья».

Важный фактор в падении рождаемости – повышение уровня женской занятости и женского образования. В развитых странах не материнство и брак, а работа, профессия и образование определяют социальный статус женщины.

В Европе и Америке только один раз в течение XX века наблюдался взлет рождаемости. Произошло это сразу после Второй мировой войны и рассматривается демографами как аномалия.

Согласно демографам, правительственные меры, направленные на увеличение рождаемости, бессильны. Когда семья с одним или двумя детьми делается нормой, большинство людей не склонны менять этот стандарт.

Старение – это из области экономики

Что же ждет США после эпидемии коронавируса? С учетом общей тенденции рождаемость скорее всего будет продолжать падать и может не вернуться даже к уже низкому доковидному уровню.

Вопрос – хорошо это или плохо, Брикер считает несостоятельным. По его мнению, падение рождаемости – это факт жизни и результат культурной эволюции. Но не все придерживаются нейтралитета в этом вопросе.

При падении рождаемости общество в целом начинает стареть. По данным консалтинговой фирмы Oxford Economics, средний возраст в США сегодня – 38 лет, что на восемь лет старше, чем в 1980-х.

Тот факт, что число пожилых американцев будет скоро превышать число молодых, не радует большинство экономистов. По их мнению, старение общества отрицательно скажется на экономическом росте страны.

Прежде всего экономистов беспокоит снижение налоговых поступлений и одновременное увеличение государственных расходов на пенсии и здравоохранение. Кроме того, старые люди – плохие потребители. У них меньше желаний и финансовых возможностей, они реже покупают дома, автомобили и гаджеты и, выйдя на пенсию, реже покупают одежду, нечасто едят в кафе и ресторанах. Все это не будет способствовать развитию бизнеса и производства.

Но есть специалисты – и их тоже немало, – которые смотрят на падение рождаемости и старение населения как на явление положительное.

Исследовательские группы в 40 странах пришли недавно к выводу, что умеренно низкий коэффициент рождаемости, составляющий 2,1 ребенка на женщину, на самом деле может повысить общий уровень жизни страны.

Рады понижающейся рождаемости и экологи. Они надеются, что уменьшение численности населения США в частности и планеты в целом приведет к оздоровлению окружающей среды: меньше народу – больше кислороду в буквальном смысле. Воздух будет постепенно очищаться от загрязнения парниковыми газами, вода в реках и океане станет чище.

Согласно исследованию связи между проблемами окружающей среды и уменьшением населения, проведенному Грегори Кейси и Одед Гарлор, уменьшение населения, возможно, притормозит все нарастающее глобальное потепление. Если модель ООН, предсказывающая снижение численности населения, окажется верной, то, говорят эти ученые, к 2055 году выбросы парниковых газов сократятся на 10%.

Кроме того, старение населения может сделать человечество более миролюбивым. Засилье пожилых, утверждают в исследовании «Демографическая трансформация и теория войны» социологи Дебора Дж. Брукс, Стивен Дж. Брукс, Брайан Д. Гринхилл и Марк Л. Хаас, приведет к тому, что страны будут менее агрессивны, войн станет меньше и радикальные идеологии, идеализирующие насилие и привлекающие молодежь, сойдут на нет.

Так что, говоря словами героя Вольтера, приходится заключить, что все к лучшему «в этом наилучшем из возможных миров».

Вашингтон


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


К некоторым словам Трампа в ЕС решили отнестись несерьезно

К некоторым словам Трампа в ЕС решили отнестись несерьезно

Геннадий Петров

Еврочиновники договорились не верить, что президент США отберет у Дании Гренландию

0
446
Американцы готовятся к возвращению в Афганистан

Американцы готовятся к возвращению в Афганистан

Андрей Серенко

Вашингтон рассчитывает опять получить контроль над военной базой в Баграме

0
524
Иранских лидеров, похоже, охватила фобия покушений

Иранских лидеров, похоже, охватила фобия покушений

Игорь Субботин

В Тегеране опасаются не только уничтожения своей ядерной инфраструктуры

0
1868
Венгрию легко уговорили на продление антироссийских санкций

Венгрию легко уговорили на продление антироссийских санкций

Геннадий Петров

Орбан все меньше сопротивляется курсу ЕС в отношении Кремля

0
1888

Другие новости