Он был героем своего времени. Фото начала XX века // А.Федорец. Савва Морозов. Серия ЖЗЛ. М., 2013
26 мая 1905 года во французских Каннах застрелился (или был убит) известный промышленник, миллионер и меценат Савва Морозов. Как рассказали очевидцы, в первой половине последнего дня своей жизни он был в завидном расположении духа: утром гулял в парке, за завтраком предложил жене Зинаиде поехать на следующий день в Монте-Карло, а вернувшись в Москву, хорошо бы снарядить младшего сына на отдых в Крым. Жена первой вбежала на звук выстрела. Муж лежал на спине с закрытыми глазами, руки покойного были сомкнуты на животе. Такая поза удивила появившегося доктора Селивановского. А Зинаида Григорьевна, придя в себя, сказала, что видела через открытое окно убегающего мужчину. Тем не менее, по официальному заключению, смерть наступила в результате самоубийства. Возможно, свою роль сыграла записка: «В моей смерти прошу никого не винить». Однако родные и близкие в результаты расследования так и не поверили.
Савва Тимофеевич Морозов вышел в предприниматели из старообрядческего рода Морозовых, он не был в нем пионером мануфактурного производства. Его род уже представлял целую династию, которая владела Никольской мануфактурой – четырьмя фабриками, то есть крупным комбинатом, давшим развитие городу Орехово-Зуево.
От отца Савва Морозов получил такой совет: «Пользуясь трудом людей, нельзя щадить средства на удобства их помещения и улучшения их пищи, на лечение их в случаях заболеваний и на образование подрастающих поколений»
Отец не только говорил, но и многое сделал. Больницы на морозовских фабриках были отменными. С высоким уровнем компетентности врачей и всего персонала. Кроме того, сюда на консультации, сложные операции и процедуры приглашались звезды тогдашней медицины.
Казармы для рабочих здесь тоже отличались от привычных фабричных тем, что постоянно улучшались. Скажем, деревянные строения менялись на кирпичные. И к ним сразу подводилось водяное отопление.
Однако Тимофей Саввич, благоустраивая быт, не очень понимал, почему люди на фабриках жалуются на тяжкие условия труда. Меж тем рабочий день у них составлял не менее 12–14 часов при скудном жаловании, неважном питании и постоянных штрафах за каждое нарушение, включая пение в рабочее время.
Но Савва, который лишь в 25 лет стал управляющим Никольской мануфактуры, закончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, два года изучал химию в Кембридже и одновременно – текстильное дело на английских фабриках… Так рожденный в семье старообрядцев становился, по сути, «западником».
Морозов стал широко известен и как меценат. Обожал искусство, особенно сценическое. Московскому художественному театру помогал настолько хорошо, что практически на его деньги было построено здание театра в Камергерском переулке. Под влиянием гражданской жены Максима Горького Марии Андреевой Савва познакомился с большевиками, стал оплачивать затраты партии, прятал от полиции революционера Николая Баумана.
После революционных событий 1905 года Морозов даже составил свою программу срочных социально-политических реформ. Она предполагала отмену самодержавия, свободу слова, печати и общественных союзов, неприкосновенность личности и жилища… Причем, будучи идеалистом, он решил начать социальную революцию на своей фабрике. Но мать тут же лишила его управления и объявила сумасшедшим. Тогда Морозов как раз уехал за границу на излечение, где и закончился его земной путь.
Но как выяснилось, незадолго до смерти он застраховал свою жизнь на 100 тыс. руб., а полис на предъявителя отдал актрисе Марии Андреевой.
Савву Морозова похоронили на старообрядческом Рогожском кладбище. Ни Горький, ни Андреева на похоронах замечены не были.
Зато актриса успешно обналичила полис. Тысячу отдала адвокату за услуги, 60 тыс. передала большевикам, 15 тыс. потратила на долги Горького, остаток взяла себе.
Все остались довольны.
А пролетарский писатель придумал о Морозове легенду, в которой рабочие верят, что их хозяин не умер, а ушел в народ, чтобы учить людей, как правильно жить.
комментарии(0)