0
13488
Газета НГ-Сценарии Печатная версия

25.05.2020 18:24:00

Социолог: у россиян почти нет общих ценностей

Научись кидать понты

Сергей Вохлачев

Об авторе: Сергей Васильевич Вохлачев – сетевой аналитик.

Тэги: оющество, социология, статистика, ценности, общие ценности


оющество, социология, статистика, ценности, общие ценности Вот оно – разделение людей друг от друга с помощью недобрых животных. Фото Геннадия Михеева/PhotoXPress.ru

В российском обществе нет ценностей, способных консолидировать значительные группы граждан, – к такому выводу пришли социологи группы ЦИРКОН примерно год назад. Тогда результаты исследования прокомментировал руководитель ЦИРКОНа Игорь Задорин. По его мнению, современное российское общество «очень фрагментировано по ценностям». Роль объединяющих скреп слаба. Подобное состояние общества создает серьезные проблемы для политиков.

«Ориентация на внятные идеологические позиции гарантирует только 3−4% определенного электората, что вынуждает к популизму некоторых политиков, чтобы получить хоть сколько-нибудь значимые электоральные объемы», – отметил Задорин.

Согласно исследованию, общими ценностями у россиян остаются только здоровье (76%) и семейное счастье (62%). Свободу и независимость особо важными ценностями считают лишь 38% граждан, любовь к родине – 18%.

При этом имеющие определенные ценности граждане не всегда их придерживаются. Так, среди респондентов с либеральными ориентирами 37% выступают за запрет абортов, а 19% – за запрет усыновления детей иностранцами. Группы с непротиворечивым набором ценностей очень маленькие – 3–4%.

Впрочем, ценностная фрагментация общества удобна для власти тем, что она вольна принимать любое решение, так как среди граждан нет ни одной массовой группы, которая могла бы оказать давление на власть, считает глава ЦИРКОНа. Но такое поведение управленцев уместно, только «если не предполагается развитие страны», уверенно сказал тогда Задорин. Но спустя год я случайно на сайте «БИЗНЕС Online» обнаружил его комментарий и, что удивительно, все еще открытую дискуссию пользователей по поводу результатов опроса. То есть другие издания заметку из «Коммерсанта» перепостили и забыли, а вот «БИЗНЕС Online» решил сам проверить мнение «фрагментированного общества».

Первое, что бросается в глаза, – реальных имен и даже смешных псевдонимов почти нет. Может быть, это редакция так решила потому, что подавляющее большинство отзывов открывается поясняющим словом «аноним». Я его у каждого такого автора воспроизводить не буду. Просто каждый отзыв будет взят в свои кавычки.

«В России каждый сам за себя. Особенно в последние годы. Все ненавидят друг друга, очень видно, все злые. У всех интересы начинаются только за порогом их ипотечной конуры в муравейнике».

«Разделяй и властвуй. Чем рыхлее и раздробленнее общество, тем приятнее и выгоднее власти – можно легко манипулировать».

«Мохаммед Али: «Россия пугает меня – люди в автобусах выглядят так, словно их везут на электрический стул».

«Не хлебом единым жив человек» – так мы говорим, когда хотим напомнить себе или окружающим, что у человека есть не только материальные потребности. И действительно, людям нужна не только пища, одежда и крыша над головой. В Библии описано, как, покинув Египет, еврейский народ 40 лет скитался по пустыне Аравийского полуострова. За это время умерли почти все, кто помнил, каково быть рабом, и войти в обещанную Богом землю смогло уже новое, свободное поколение. Так и у нас нужно 40 лет реформ, чтобы исчезло поколение, которое жило в СССР». Неольгино: «Что-то затянулись наши послевоенные годы».

«Вы жили в послевоенное время? Вы сейчас живете в послевоенное время? Я посчитал лично – во сколько моей семье обошелся ребенок до трех лет. В 2 миллиона рублей. А у меня их два – и это еще по самым скромным подсчетам. Ну что, дальше мне будете рассказывать о послевоенных годах?»

«Надо бы депутатам, банкирам и просто любителям красивой жизни задать себе один и тот же вопрос: мы здесь для того, чтобы сплотить все свои силы и средства без остатка на благо отчизны, или просто мимо проходили и присели покурить».

«Единственная ценность – это зависть. Если у соседа появилась машина лучше, чем у меня, то ненависти будет целый вагон. Бабки будут обсуждать – сколько и откуда сосед спер денег! А при случае и сами что-нибудь стащат у соседа.

«Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты. «Бездуховность» – это неумение кидать понты надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами».

«Последние 20–30 лет шло целенаправленное разрушение наших общих ценностей, заложенных еще нашими предками: семья, вера, патриотизм, гордость за Родину... Параллельно шла пропаганда и насаждение других ценностей».

«О чем вы пишите, товарищ? Мой прапрадед еще застал крепостное право. Единственная ценность тогда была – поесть и поспать на сеновале. В советское время – выжить, и сейчас так же – выжить. Дальше первого уровня пирамиды потребностей мы не выходим. Уже веками там торчим…» 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
2786
Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
6175
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
8679
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
3307

Другие новости