Эйнштейн: «Все у нас, конечно, относительно. А хотелось бы чего-то абсолютного». Фото Reuters
В фильме «Покаяние» герой сознается во всех абсурдных обвинениях и призывает к этому других, заметила доктор социологических наук, заведующая сектором эволюции социально-экономических систем Центра эволюционной экономики Института экономики РАН Светлана Кирдина-Чэндлер. Этот человек считает, будто наверху поймут, что все не могут быть шпионами всех разведок, и тогда власти откажутся от политики репрессий. Не отказались. Несопротивление абсурду вряд ли спасет и в нашей ситуации. А еще Светлана Георгиевна призналась, что часто задумывалась над тем, что такое смех, почему люди смеются. В социологической литературе смех – контрсуггестия. Это способность противостоять прямому внушению, давлению, защита от духовно-идеологического насилия. По мнению философа Александра Ахиезера, смех является отрицанием посредством утверждения и одновременно утверждением посредством отрицания. Но почему одним смешно то, что для других – серьезно? Профессор привела пример из своей практики:
– Как-то я присутствовала на заседании, где обсуждался план деятельности одного НИИ. Выступил коллега, который хотел узнать, почему их коллективу разрешили напечатать только одну монографию из множества принесенных. Новая заместитель директора не знала толком, что ответить. Она стала объяснять, что коллектив каждый год начиная с 2008-го издает по одной-две монографии... Я решила поддержать коллег и спросила: «А какой индекс цитирования этих работ?» Оказалось, фактически их никто не цитирует. Они даже сами себя не цитируют. Собственно, это объясняло позицию, почему институт не стал тратить ресурсы на издание. Но тут встала руководитель этого центра и с вызовом заметила: «У нас такой уникальный коллектив, который пишет такие невероятные вещи, что их цитировать никто не берется».
Я засмеялась, но вижу – никто не смеется. Люди серьезно думают, что этот коллектив велик и могуч. Возможно, в связи с реформами у нас появился разрыв в понимании того, что нужно делать ученым. Поэтому и возникает такая разная реакция. Есть у меня еще один вопрос. Во времена расцвета науки в 70-е годы, когда было хорошее финансирование, шутили и физики, и лирики. Сейчас мы опять обращаемся к смеховому дискурсу. То, что наука начинает смеяться над собой, означает ее усиление или ослабление? Пока я так и не поняла: это – оружие или способ защиты?
комментарии(0)