Возможно, этот космический пейзаж он уже видел, в отличие от нас. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Выводы нынешних исследований Дартмутской лаборатории социальной нейробиологии и Принстонского университета поражают сами по себе. Однако когда начинаешь задумываться об интерпретации этих результатов, просто едет крыша.
Выяснилось, что творческий потенциал личности зависит от так называемого дистального моделирования – умения человека переноситься в воображении из его реальности «здесь и сейчас» к мирам, удаленным во времени и пространстве: физическом (удаление по расстоянию), семантическом (удаление по смыслу), вероятностном (удаление от текущего понимания вероятностей) и абстрактном (удаление по уровню абстрагирования от реальности).
Оказалось, творческое сознание обладает уникальными возможностями дистального моделирования, основанного на способности мозга включать особый нейронный механизм, высвобождающий творческий потенциал до такой степени, которая позволяет мысленно улететь как можно дальше от реальности. Этим даром обладают люди, у которых мозг от рождения работает иначе, чем у большинства.
Таким образом, суперкреативные люди – своего рода имаджинавты, способные к ничем не ограниченным перемещениям по неисчерпаемой вселенной воображаемых миров.
Они подобны люденам из романов братьев Стругацких – вымышленной расе, обладающей сверхчеловеческими возможностями.
Но имаджинавты не плод гениальной фантазии. Мы имеем в виду реальных людей, живущих среди нас. А их сверхчеловеческая креативность – столь же уникальное генетическое отклонение, как и «третья импульсная система» люденов. Да и сами братья Стругацкие, конечно же, были имаджинавтами. Кто бы сомневался!
В 2049 году биолюдей, именуемых репликантами, все еще будут использовать на непрестижных работах. Интересно, останутся ли в России таджики. Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049». 2017 |
Да и вообще у большинства людей пределы дистального моделирования весьма ограниченны.
Согласитесь, что каждому из нас легко представить себя утром послезавтрашнего дня заваривающим у себя на кухне ароматный кофе. Несколько сложнее вдруг увидеть себя сегодня там, где ты будешь лет через 15‑20.
Например, участником освоения обратной стороны Луны или осваивающим на себе биопротезы, которыми вам заменили «износившиеся» руки, чтобы кардинально продлить активный срок жизни.
Такое может увидеть сегодня сквозь толщу грядущих лет далеко не каждый.
Есть ли у мозгов мускулы
Меган Мейер, которая сейчас руководит Дартмутской лабораторией социальной нейробиологии, была докторантом в Принстоне во время исследований, о которых мы говорим. Так вот, она и ее коллеги выдвинули условие, согласно которому творческие способности людей должны коррелировать со способностью к дистальному моделированию.
Они пришли к этому выводу через результаты именно проведенного исследования, которые убедительно показали, кто из участников экспериментов на что способен.
Когда в руках прошлые и настоящие технологии, что лучше подарить потомкам... Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru |
В первых двух связанных исследованиях испытуемые должны были представить, например, «каким будет мир через 500 лет». В результате подтвердилась версия о том, что творческая элита демонстрирует большую дистальную фантазию. Причем это было разительное превосходство.
Тогда решили выяснить, что же происходит в креативных мозгах такого, чего не обнаруживается в сознании обычных участников опытов.
Кто‑то из исследователей даже задался вопросом, не идет ли здесь речь о том, что звезды креатива обладают более накачанной «мускулатурой» мозга. То есть по аналогии со спортсменами, у которых несравненно более сильные мышцы, чем у любителей физкультуры.
В третьем исследовании тестирование творческой элиты и представителей обычных профессий проводилось в сканере функциональной магнитно‑резонансной томографии (fMRI).
Каждому участнику предлагалось вообразить и мысленно визуализировать: проксимальное (близкое) событие на временном горизонте 24 часа; дистальное (далекое) событие, происходящее через 100 лет.
При этом дистальность (Д) и проксимальность (П) вопросов на воображение разделялась по четырем доменам:
-
П – событие на временном горизонте 24 часа; Д – событие, происходящее через 100 лет.
-
П – покупка подарка ребенку в универмаге своего города; Д – ожидание в очереди за билетом на такси в Токио.
-
П – вы пришли на вечеринку, где никого не знаете; Д – вы – Барак Обама, пытающийся ободрить загрустившего друга.
-
П – вы идете утром выпить кофе; Д – тоже идете утром выпить кофе, но вы уже другого пола.
При тестах на проксимальные события мозги представителей обеих групп участников работали совершенно одинаково. Однако когда дошло дело до тестирования дистальных событий, все изменилось: между двумя группами участников проявилась большая разница.
Для моделирования дистальных событий звезды креатива задействовали другую подсистему мозга . Она, как уже можно понять из вышеописанных исследований, ассоциируется с воображением намерений и личностных качеств других людей. А также с целым спектром разнообразных процессов и навыков. А именно: понимание повествований; физическое, временное и социальное представление о расстоянии; определение или создание высокоуровневых конструкций или абстракций.
Если говорить об эксперименте в целом, то такой результат оказался совершенно неожиданным для исследовательской группы.
Авторы эксперимента ожидали, что творческая элита использует для дистального моделирования тот же нейронный механизм, что и для проксимального, просто считая его лучше («мышца воображения» сильнее).
На самом же деле оказалось, что креативные участники используют принципиально иную подсистему мозга (другую «мышцу воображения»).
Жить будем «креативненько»
Теперь о том, что можно из этого эксперимента выявить для большего понимания особенностей развития личности и общества. Таких интерпретаций на сегодняшний день как минимум три. Причем одна круче другой.
Во‑первых, большинство исследователей склонились к тому, что креативные возможности индивида скорее всего записаны в генах.
Во‑вторых, с развитием биоинжиниринга самые богатые люди станут и самыми креативными.
Возможно, имаджинавты – это эволюционные предшественники нового вида человека (Homo imaginationis), идущего на смену Homo sapiens.
Рассмотрим эти интерпретации чуть подробней.
Креативные возможности индивида скорее всего записаны в генах. А как иначе? Дистальное моделирование вряд ли может быть результатом воспитания или тренировок.
Тем ни менее исследователи хотят попытаться найти способ тренировки «мышцы воображения». Но факт, что творческая элита не просто обладает более развитым потенциалом мозга, а использует для творчества иную подсистему мозга, ставит принципиальный барьер на этом пути. Любая тренировка подразумевает развитие чего‑либо: навыка, мышц, реакции и т.д. Здесь же речь идет о способности, когда требуется, переходить на другую ментальную систему. Натренировать у человека это качество (подключать для решения творческих задач иную область мозга ) пока видится не очень реальным.
Что же до наступления такого развития биоинжиниринга, которое сделает самых богатых людей и самыми креативными, то с развитием науки и практики редактирования генома рано или поздно будет найден способ генетического включения «мышцы воображения» , то есть переключения на иную ментальную подсистему.
А как же социальная справедливость?
И вполне естественно, что такой процесс не мог остаться незамеченным таким историком‑медиевистом, как израильский исследователь Юваль Ной Харари. Это его первая книга «Sapiens: краткая история человечества» стала бестселлером. Вторая же называлась «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня», что вполне перекликается с нашим анализом феномена воображения.
Третье произведение, «21 урок для XXI века», являет собой уверенную попытку постигнуть «мир, перегруженный информацией».
Так вот, именно в книге «21 урок для XXI века» можно найти весьма реальный сценарий, как раз отражающий результаты научного исследования, о котором я рассказываю.
«Между тем к 2100 году богатые могут стать более талантливыми, творческими и умными, чем обитатели трущоб. Как только откроется реальный разрыв в способностях между богатыми и бедными, закрыть его станет практически невозможно. Если богатые используют свои способности для дальнейшего обогащения, а за большие деньги они смогут купить себе улучшенные тела и мозг, со временем разрыв будет только увеличиваться. Тогда к 2100 году 1% самых богатых людей может владеть не только большей частью мировых богатств, но и большей частью мировой красоты, творчества и здоровья».
Такой прогноз, конечно, нельзя однозначно считать радостным. На смену человеку разумному (Homo sapiens) приходит человек воображающий (Homo imaginationis).
Но при этом надо учитывать, что ключевую роль в развитии человечества, а точнее, в его сохранении играет массовая кооперация. Именно ей люди обязаны всеми своими достижениями. Именно она лежала в основе большого эволюционного перехода от генетической к генно‑культурной эволюции.
И тот же Харари это обстоятельство не упускает из виду: «Огромные массы незнакомых друг с другом людей способны к успешному сотрудничеству, если их объединяет миф. Любое широкомасштабное человеческое сотрудничество – от современного государства до средневековой церкви, античного города и древнего племени – вырастает из общих мифов, из того, что существует исключительно в воображении людей» (выделено мной. – С.К.).
Это воображение становится совместным ментальным пространством, вмещающим общие мифы и тем самым обеспечивающим массовую кооперацию незнакомых людей.
И чем сложнее эти мифы, эти фикции, тем более развитые способности к творчеству необходимы людям, чтобы выйти за пределы самих себя, распространяя свое воображение на более отдаленные времена, пространства, перспективы и гипотетические реальности. А как показали результаты исследования Меган Мейер и ее коллег, важнейшим ментальным механизмом такого творчества является дистальное моделирование.
И на нашу радость, предыдущие исследования этой группы показывали, что дистальное моделирование повышает ментальный потенциал не только индивидуального, но и коллективного творчества. Это объясняется тем, что оно связано с моделированием социальных связей и развитием эмпатии, качества, выражающего осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.
А символические игры в детстве (когда все делается понарошку) направлены на моделирование множественных социальных перспектив. А это уже обещает и даже гарантирует развитие ментальных навыков творчества, применимых в дальнейшей жизни уже повзрослевшими детьми.
Наконец, заслуживает особого внимания тот факт, что сверхнавыки креативности, социального творчества и эмпатии ассоциируются с одной и той же подсистемой мозга – default network , сетью пассивного режима.
Эта сеть включается, когда наш разум пассивен и ничем не занят. Когда он не отвлекается ни на какие внешние раздражители, а как бы находится в процессе внутреннего диалога и блуждания мыслей (mind wandering).
Активация сети пассивного режима включает процесс блуждания мыслей, который, с одной стороны, отвлекает нас от момента здесь‑и‑сейчас, а с другой – включает уникальную возможность людей, которой мы обязаны эволюции, думать и размышлять о прошлом и будущем, моделировать вещи, идеи и даже чувства, столь удаленные от нашего здесь‑и‑сейчас, как если бы они находились в других вселенных.
Небольшая часть человечества (примерно 6%) – люди со сверхразвитой креативностью, названные здесь имаджинавтами, в результате эволюции, возможно, получили способность задействования в мозге особого нейронного механизма – дорсомедиальной подсистемы сети пассивного режима. Результатом этого стала их сверхкреативность, а также, возможно, повышенная эмпатия и такой особый вид мудрости, в основе которого лежит способность отстраняться от собственного опыта и начинать воспринимать вещи и события с иных точек зрения.
Усиленная активация дорсомедиальной подсистемы сети пассивного режима у малого процента индивидов, возможно, станет их эволюционным преимуществом (что в значительной степени подтверждается вышесказанным).
Теперь представим, что получившие эволюционное преимущество перед обычными людьми людены братьев Стругацких решили покинуть Землю.
Но у имаджинавтов возможен и другой вариант – заменить собой большинство человечества, совершив новый эволюционный переход от Homo sapiens к Homo imaginationis – от человека разумного к человеку воображения.
комментарии(0)