Жан-Поль Сартр,Че Гевара и Симона де Бовуар на студенческом митинге. Фото Альберто Корды |
От высокой награды он отказался, объяснив это тем, что «не желает, чтобы его превращали в общественный институт». Ему не нравился «политический подтекст Нобелевской премии».
А шестью годами ранее, 23 октября 1958 года, Нобелевская премия по литературе была присуждена Борису Пастернаку – «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».
Но через неделю Борис Леонидович послал Нобелевскому комитету такую телеграмму: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я вынужден отказаться от незаслуженной премии, пожалуйста, не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
Этих двух лауреатов что‑то роднило, а что‑то и разделяло. Роднила роль политики в принятии решений об отказе. Сартра не устроил «политический подтекст» премии, и он от нее отказался. А мог с такой же решимостью и принять.
У Пастернака такого выбора не было. На «добровольный отказ» от «незаслуженной премии» поэт решился после того, как на него обрушилась буря публикаций в советской прессе.
Его сын Евгений позже вспоминал: «Вечером того дня, когда в Москве стало известно, что отцу присудили Нобелевскую премию, мы радовались, что все неприятности позади, что получение премии означает поездку в Стокгольм и выступление с речью. Как это было бы красиво и содержательно сказано! Победа казалась нам такой полной и прекрасной. Но вышедшими на следующее же утро газетами наши мечты были посрамлены и растоптаны. Было стыдно и гадко на душе».
Но Жан-Поль Сартр таких чувств не испытывал.
Он родился в Париже и был единственным ребенком в семье. Его отец, морской инженер, рано умер. Жана воспитывала мать. Когда он оказался в доме своего деда, Шарля Швейцера, профессора, филолога, то старик нанял ему домашних учителей. Все это способствовало его образованию и творчеству.
В 1920 году Сартр, еще лицеистом, начал печататься в парижской прессе и параллельно изучать философию. В 1929 году при сдаче экзаменов познакомится с Симоной де Бовуар, женщиной всей его жизни.
Во время стажировки в Германии он изучал феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, на основе этих теорий формировалась его философская доктрина.
В конце 30‑х он написал свои первые крупные произведения. «Тошнота» была первым и наиболее известным романом. Вместе с новеллой «Стена» эти произведения были во Франции книгами года.
Во время Второй мировой Сартр из‑за слабого зрения был освобожден от армии. Но он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю, тоже будущим нобелевским лауреатом, который ввел его в редакцию газеты «Комба». Основными произведениями Сартра того времени были пьесы «Мухи» и «За запертой дверью». А также объемный философский труд «Бытие и ничто». К концу Второй мировой войны Сартр становится признанным идеологом французских экзистенциалистов.
Что же до основателя экзистенциализма как философии существования, то им считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор. Он ввел термин «экзистенция» («существование») для обозначения внутренней духовной жизни личности, считая именно ее основным объектом анализа. Страх, трепет, отчаяние, выбор – это, по Кьеркегору, и есть главные экзистенции человеческого бытия, которое всегда неустойчиво и трагично. Утешением смертным людям стал его афоризм: «Страх – это головокружение счастья».
Но Сартр нашел для себя лучшие транквилизаторы.
В начале 50‑х от литературы и театра он переходит к поискам единства между экзистенциализмом и марксизмом. На этой почве у него произошел разрыв с Камю, осуждающим экстремистские идеологии и защищающим умеренность, либерализм и демократию.
Но Сартр, часто бывавший в СССР, считал советский социализм прогрессивным и гуманным. Его интерес стал ослабевать после событий 1956 года в Венгрии и ввода туда советских войск.
В 60‑х годах Сартр написал работу «Критика диалектического разума» (1960), в которой попробовал примирить марксизм и экзистенциализм.
Затем в течение последних 20 лет жизни он все больше времени занимался политикой, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал существование права ультралевых групп, критиковал французскую колониальную политику в Алжире, войну во Вьетнаме, хвалил революции на Кубе и в Китае.
В 1968-м во время студенческих волнений в Париже Сартр – уже кумир бунтующей молодежи, а его взгляды – ее философское кредо. Во время осады штаба бунтовщиков он был единственным, кого они впустили внутрь.
Интересные факты из жизни Сартра приводит сетевое издание «ЛитЭра: газета о книгах, искусстве и авторах».
Оказывается, пьеса Сартра «Мухи» была запрещена немецкими властями за призывы к свободе.
Впервые знаменитую фразу Сартра «Ад – это другие» произнес со сцены Альбер Камю.
Во второй половине 50‑х годов квартиру Сартра два раза взрывали, а редакция его журнала «Новые времена» несколько раз подвергалась нападению националистов. В 1965 году Сартр написал председателю Президиума Верховного Совета СССР Анастасу Микояну письмо в защиту Иосифа Бродского.
Он называл Че Гевару самым совершенным человеком нашего века.
Отношения Сартра с Симоной де Бовуар – одна из самых обсуждаемых и противоречивых историй в жизни писателя. В самом начале их отношений они решили, что их союз основан лишь на свободе и добровольности. Они никогда не жили вместе. Сартр и Бовуар, не скрываясь, заводили романы. Но именно Симона оставалась с ним до самой его смерти.
А он жил и умер экзистенциально свободным человеком.
Ну какая «Нобелевка» в силах сломать линию такой жизни!
комментарии(0)