Красота и женственность Инессы не ослабляли ее революцинных принципов. Фото 1916 года. Российский государственный архив социально-политической истории |
Пытливая общественность до сих пор воспринимает Инессу как тип «любовница революции». Это определение появилось у историков в связи с ее непростыми отношениями с Лениным. Но способность к конспирации Владимира Ильича, помноженная на статус сурового вождя революции, не позволила в то время расцвести легенде о чувствах этих двух персонажей.
Инесса Арманд (урожденная Стефан) была дочерью англичанина – оперного певца и француженки – актрисы. Она родилась в Париже в 1874-м и была на четыре года моложе Ильича. После смерти отца мать опять вышла замуж, отдав двух дочерей (Инессу и Рене) на воспитание тетке, которая служила гувернанткой в семье Евгения Арманда. Торговый дом «Евгений Арманд и сыновья» владел крупной фабрикой в Пушкине, где свыше тысячи рабочих производили шерстяные ткани почти на тысячу рублей в год.
Когда Инессе исполнилось 19 лет она, не ходя далеко, вышла замуж за старшего сына Армандов Александра. За девять лет брака они родили четырех детей. A потом Инесса полюбила младшего брата Александра, Владимира, и ушла к нему без официального развода. Первый супруг был великодушен и опекал бывшую жену всю жизнь.
В 1904 году Инесса увлеклась политикой и вступила в РСДРП. Участие в революции 1905–1907 годов обернулось для энергичной женщины ссылкой, закончившейся побегом в Петербург, а затем в Женеву.
В 1909 году Инесса знакомится с Лениным, которого покоряет как своей красотой, так и верностью делу революции. Они стали тесно общаться и быстро перешли на «ты», что было неожиданным для Ленина, говорившего всем «вы». Но еще интереснее было то, что на «ты» перешли Инесса и Надежда Константиновна Крупская.
Дальше было возвращение всех троих в Россию, причем в том самом большевистском пломбированном вагоне.
В 1918 году, пользуясь положением главы миссии Красного Креста, Арманд была направлена Лениным во Францию, чтобы вывезти оттуда несколько тысяч солдат Русского экспедиционного корпуса. Там она была арестована французскими властями за подрывную деятельность, но отпущена из-за угрозы Ленина расстрелять за нее всю французскую миссию в Москве.
Вскоре Инесса стала руководить женским отделом большевистского ЦК, в частности, занималась организацией, руководством и проведением в 1920 году 1-й Международной женской коммунистической конференции.
Кроме того, она работала в партийной школе пропагандистов в Лонжюмо, где стала завучем, вела агитацию среди рабочих.
Арманд переводила работы Ленина, издания ЦК партии.
В 1912 году Инесса написала брошюру «О женском вопросе», в которой выступала за свободу от семейных уз.
Инесса отдавала много сил революционной работе, и после ссылки здоровье у нее оказалось подорванным. Ленин очень переживал за нее и поэтому отправил на лечение в один из кавказских санаториев.
По дороге домой Инесса заразилась холерой и умерла. Несколько дней ее тело находилось в Беслане, пока за ним не прислали цинковый гроб и специальный вагон.
На вокзале гроб встретили Ленин и Крупская. На одном из венков была сухая надпись: «Товарищу Инессе от В.И. Ленина».
По воспоминанию секретаря 3-го Коминтерна Анжелики Балабановой, «не только лицо Ленина, весь его облик выражал такую печаль, что никто не осмеливался даже кивнуть ему. Было ясно, что он хотел побыть наедине со своим горем. Он казался меньше ростом, лицо его было прикрыто кепкой, глаза, казалось, исчезли в болезненно сдерживаемых слезах...»
Прах Инессы захоронили в Кремлевской стене. Когда умер Владимир Ильич, ходили слухи, что Крупская предлагала похоронить Ленина рядом с Инессой Арманд. Известно, что Надежда Константиновна была против мавзолея.
Из письма Инессы Арманд Ленину от декабря 1913 года: «Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью – и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя».
Незадолго до кончины Инесса записала в дневнике: «Раньше я, бывало, к каждому человеку подходила с теплым чувством. Теперь я ко всем равнодушна. А главное – почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В.И. Во всех других отношениях сердце как будто вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, свою страсть В.И. и делу работы, в нем истощились источники любви, сочувствия к людям, которыми оно раньше было так богато. У меня больше нет, за исключением В.И. и детей моих, каких-либо личных отношений с людьми, а только деловые… Я живой труп, и это ужасно».
После смерти Инессы Арманд в «Правде» было опубликовано стихотворение некоего Барда. Заканчивается оно так: «Да сгинут враги, да скорее падет грядущего счастья завеса! Дружнее, товарищи, в ногу – вперед! Спи с миром, товарищ Инесса…»
комментарии(0)