Зола этих костров еще долго будет тлеть в памяти немцев. Сожжение книг в нацистской Германии 10 мая 1933 года. Мемориальный музей Холокоста (США)
Сказать сегодня, что в январе 1933 года с назначением Гитлера рейхсканцлером Веймарской республики национал-социалистическая партия совершила полный захват власти в Германии, будет не совсем верно.
Для тотального управления страной национал-социалистам требовался еще один захват. И объектом такого захвата они сочли массовое сознание немцев, которое требовалось переломить всеми возможными средствами. Поэтому одним из таких средств 10 мая 1033 года стало первое публичное сожжение нежелательных книг.
Вечером этого дня берлинские студенты отправились на Опернплац, держа в руках факелы. Инициатором и организатором этого зрелищного мероприятия был Немецкий студенческий союз, находившийся еще с 1931 года под контролем национал-социалистов. Именно эти студенты организовывали всегерманский бойкот еврейских предприятий. Они же, создав в апреле 1933 года отдел прессы и пропаганды студенческого союза, разработали план общенациональной «Акции против негерманского духа». Эту акцию они проводили в течение четырех недель, изживая еврейский дух и внедряя в несмышленых молодых немцев национально ориентированное мышление и восприятие немецкой литературы.
А начиная с 26 апреля стал раскручиваться повсеместный сбор книг для сожжения на основании черных списков, составленных молодым берлинским библиотекарем, национал-социалистом Вольфгангом Херманом по просьбе студенческого союза. Тексты, «заслуживающие уничтожения», систематически изымались из частных и публичных библиотек и книжных магазинов.
Это были как произведения еврейских писателей, так и любые тексты, свободные от нацистской идеологии. 9 мая отдел прессы и пропаганды Немецкого студенческого союза выпустил новый циркуляр, в котором организаторам акций на местах позволялось произвольно расширять списки сжигаемых книг. Циркуляр также содержал обязательный список из 15 авторов, чьи книги непременно нужно было сжигать и чьи имена требовалось упоминать в специальных «огненных речевках» в ходе акций книгосожжения.
В общей сложности запрету в Третьем рейхе подлежали книги примерно 300 авторов – как немцев, так и иностранцев. Среди них были Эрих Мария Ремарк, Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Анри Барбюс, Джек Лондон, Максим Горький, Владимир Ленин, Иосиф Сталин и Валентин Катаев.
10 мая 1933 года такие факельные шествия и акции по сжиганию книг разом прошли в 34 университетских городах Германии. Только в Берлине на Опернплац на мероприятие по уничтожению «негерманской» литературы собралось около 40 тыс. человек. В костер было отправлено 25 тыс. томов.
Теперь понятно, что инициаторами этого варварства были не столько вожди национал-социализма, сколько сами ретивые студенты, рвущиеся возвыситься в пирамидах фашистской власти.
Интересная история произошла с писателем из Баварии. Оскар Мария Граф, произведения которого изначального не попали в список запрещенных, был так возмущен произошедшим, что опубликовал в газете свой спич «Сожгите меня!»
«Я не заслужил такого бесчестья! Всей своей жизнью и всеми своими сочинениями я приобрел право требовать, чтобы мои книги были преданы чистому пламени, а не попали в кровавые руки и испорченные мозги коричневой банды убийц».
Граф оказался гордым и принципиальным. Он уехал из Германии в Америку. В таких случаях надо добавлять «успел уехать».
После падения нацистов в 1947 году в память о событиях 10 мая 1933-го в Германии был учрежден День книги. А в 1995 году на бывшей Опернплац (сегодня это Бебельплац) поставили памятник сожженным книгам работы известного израильского скульптора Михи Ульманна.
А вот что сказал в 1947 году Альфред Канторович в своем предисловии к хрестоматии запрещенных и сжигаемых книг: «Это не было «спонтанным действием» неразумной толпы, но сознательно и тщательно организованным мероприятием, согласующимся с нацистской государственной политикой. Как поджог Рейхстага 28 февраля 1933 года стал предвестником террора против всех антифашистов, еврейский бойкот 1 апреля 1933 года положил начало погромам, как роспуск и разграбление профсоюзов 2 мая 1933 года провозгласили социальный гнет, так и аутодафе 10 мая ознаменовало начало официально объявленного и осуществляемого террористическими методами нравственного и интеллектуального разложения и варваризации Германии».
комментарии(1)
0
евгений 12:56 28.05.2019
Необходимо дополнить, что книги сжигались и во время "культурной пролетарской революции" в 1922-1925гг в Советской России, когда комсомольцы ходили по квартирам бывших буржуев и занимались конфискацией произведений антиреволюционных авторов. И в период после 1993г собрания муниципальных библиотек подверглись коренной зачистке, и сейчас книги советского периода не найдёшь "днём с огнём", какие-нибудь "Материалы 22 съезда КПСС", а они иногда нужны для иллюстрации идеологической практики.