За этой дымкой, созданной живописцем, им кажется, что будущее прекрасно. Они еще не ведают ничего о дымах и пожарищах ХХ века. Альфонс Муха. Отмена крепостного права на Руси. 1914
Критическое отношение к общественным процессам, а это значит – к действительности, является единственным двигателем развития как страны, так и личности. У критически мыслящего человека всегда есть свой идеал.
Платон говорил, что это идеал божественный, который учит человека тому, что есть совершенная красота, совершенная правда и совершенное благо. Поскольку человек не видит в окружающей реальности осуществления этих качеств, он начинает стремиться к совершенствованию действительности, чтобы сделать ее более близкой к идеалу.
Другое дело, что человек обычный, как говорится, с улицы стремится к идеалу прежде всего для себя, не думая о других, которых он чаще воспринимает как средство достижения своих целей.
Но человек более культурный и воспитанный (причем в первую очередь получивший это воспитание в семье, а значит – через цепь поколений) понимает, что без помощи других нельзя осуществить свои цели и достичь своих идеалов. Эта, по существу, простая мысль присутствует во всех религиях мира и почти во всех этических системах. Установка «Не желай ближнему того, чего ты не пожелал бы себе» считается «золотым принципом этики».
Но человек далеко не сразу постигает эту этическую максиму на собственном опыте – личный опыт будет ему стоить многих синяков и многих лет самоучения. Поэтому очень важна традиционная семейная трансляция нравственной культуры, «золотому принципу» ребенок учится на примере отношений старших поколений.
К сожалению, в нашей стране такая трансляция была прервана в коммунистический период массовым уничтожением людей, разделением семей ГУЛАГом, принудительным переселением народов и общественных групп. Но с усвоением этого принципа не все было хорошо и до 1917 года, потому что и в старой России существовали свои скелеты в шкафу – крепостное право, абсолютизм.
Нормальному человеку трудно было объяснить, почему его политической и гражданской волей должен был повелевать другой человек, тоже делающий ошибки из-за своего несовершенства.
И конечно, было трудно объяснить, почему в русском обществе одни должны были быть рабами, а другие – рабовладельцами. Все это делало общество весьма нездоровым и в конце концов стало причиной революции 1917 года. Большевики вовсе не хотели исправить погрешности старой России в «золотом законе этики», они просто этими погрешностями цинично и ловко воспользовались, а потому и усугубили былые несовершенства.
Сейчас у нас формально есть Конституция демократической республики. Эта модель предполагает широкое участие граждан в политике и в общественной жизни. Однако нынешний авторитаризм настойчиво отсекает граждан от политики, стремясь упрочить свою власть над нами, конвертируя ее в деньги и в обладание ресурсами.
В действительности же гражданская активность во всех сферах, здоровый критицизм должны только приветствоваться. Там же, где такие процессы пресекаются, начинается стагнация, застой.
Но ведь это все у нас уже было, и мне очень жаль тех людей, которые сегодня вдруг превозносят советское время, ставя его в пример и не понимая, чем это может обернуться для современной России. В СССР было тотальное отставание почти во всех сферах хозяйственной, социальной и культурной жизни от демократических стран, где граждане сами ответственны за свою жизнь. И отставал не только СССР, но и все бывшие социалистические страны Восточной Европы. Социализм не давал людям главного – реальной свободы деятельности, свободы слова, свободы творчества. Людям мешали осуществлять свои цели, а потому общество деградировало.
С конца нулевых годов деградация российского общества – хозяйства, права, даже межчеловеческих отношений – возобновилась. Происходит это потому, что сегодня вновь здоровое критическое мышление и конструктивная деятельность подменяются лакировкой действительности, искусственными восторгами, фальшивыми рукоплесканиями и сколь безоглядным, столь и безосновательным возвеличиванием власти.
Но это бесплодно и крайне вредно. Здоровая неудовлетворенность присутствовать порядком должна существовать во всех сферах жизни – в политике, культуре, экономике, социальной сфере. Каждый должен сознавать, что нашу общую жизнь никто, кроме нас, не изменит и не наладит. Нет и не будет никогда никакого мудрого вождя. Вожди – самые большие эгоисты на свете и думают только о себе. Для этого они и лишают людей воли к независимому действию.
«Если не я, то никто!» – этот старинный скаутский лозунг должен и сейчас быть нормой для тех, кто желает блага и себе, и нашей стране. Мне кажется, что сейчас общество стало просыпаться от хотя и сладкого, но совершенно неплодотворного сна безответственности. И это вселяет в меня оптимизм.
комментарии(0)