Последняя публичная казнь с помощью гильотины во Франции. Был обезглавлен серийный убийца Эжен Вейдман. Фото из архива Roger-Viollet.1939
26 марта 1814 года в Париже в возрасте 75 лет умер Жозеф Игнас Гильотен, человек, в честь которого было названо такое современное по тем временам орудие казни, как гильотина.
После его смерти прошел слух, что Гильотен был казнен на гильотине. Это было неправдой.
Больше того, после похорон члены семьи Гильотена обратились к правительству с просьбой изменить название гильотины. В просьбе было отказано. Тогда родственники покойного изменили свое родовое имя.
Этот странный сюжет прокомментировал писатель Виктор Гюго: «Есть на свете несчастливые люди. Христофор Колумб не смог дать своего имени открытому им материку; Гильотен не сумел отделить своего имени от изобретенной им машины».
Но классик французской литературы ошибся. Гильотен, врач, окончивший Парижский университет, к тому же депутат Национального собрания, не изобретал этой страшной штуковины. Он занимался анатомией, вел врачебную практику, и его участие в создании машины-палача выразилось лишь в депутатском выступлении, где он, противник смертной казни, понимая, что родина Французской революции от смертной казни вряд ли откажется, сказал, что если уж она существует, то надо ее сделать мгновенной и немучительной. Кроме того, должны быть исключены зверства вроде колесования, четвертования, сожжения на костре.
Депутаты с Гильотеном согласились и стали говорить о необходимости сделать такой механизм, который лишал бы жизни даже самого страшного преступника в мгновение ока. И такой мастер нашелся. Его звали Антуан Луи. Он был хирургом и наверняка понимал проблему лучше Гильотена.
Кроме того, Луи внимательно изучил старинные гравюры: дело в том, что головы людям стали рубить задолго до того, как этим озаботились французские депутаты. Затем Антуан Луи нашел немецкого изобретателя и механика Тобиаса Шмидта, который был рукастым мастером, правда до этого он изготавливал клавесины.
Настоящим профессионалом в группе был лишь советник проекта – знаменитый французский палач Шарль-Анри Сансон.
Здесь надо сказать, что специальность палача часто передавалась по наследству. Правда, престижной ее назвать было трудно. Палачей боялись, их сторонились. Им даже приходилось жить в уединении за пределами городских стен. Им даже официально разрешалось вступать в брак с двоюродными родственниками. Уже упомянутый Шарль-Анри Сансон казнил сотни людей во время Великой французской революции, включая короля и королеву. К ремеслу он был приучен с самого детства, начав карьеру с четвертования. Всего за свой трудовой стаж он привел в исполнение 2918 смертных приговора.
Закон о запуске машины для рубки голов король Людовик XVI подписал 25 марта 1792 года. Мог ли он знать, что 21 января 1793 года его самого возведут на эшафот, и гильотина, безразличная к тому, кто перед ней – клошар или король, отсечет монарху голову. Но почти годом раньше заказ на строительство гильотины достался графу Пьеру Луи Рёдереру. А кому же еще, если с ноября 1791 года этот «прораб» занимал должность генерального прокурора департамента Сены?
Не буду перечислять технические характеристики изделия. Скажу лишь, что Антуан Луи был в восторге. И было бы вполне логично, если бы машина смерти вошла в историю под его именем. Собственно, она вначале так и называлась – «Луидор».
Каким образом затем это прилипло к несчастному Гильотену, неизвестно, потому как такие переименования дает разве что народ. Но народ в нашем случае повел себя неожиданно. Французам премьера гильотины показалась не столь уж зрелищной. Больше того, они стали митинговать под лозунгом «Верните деревянные виселицы!»
А тут еще этическая блажь – отрубленную голову быстро убирали в плетеную корзину. Даже посмотреть на нее не давали. То ли дело сожжение на костре.
Но начальству инновация понравилась, и оно взглянуло на этот топор смерти с точки зрения производительности. А экзекуции стали куда более производительными. С помощью гильотины один палач смог казнить 12 приговоренных всего за 13 минут. За три самых эффективных дня было обезглавлено 300 человек.
В революционную пору во Франции гильотина работала на пределе. Так были обезглавлены десятки тысяч человек.
Следующий взлет это орудие казни переживало во времена Гитлера в Германии. Свыше 40 тысяч человек были обезглавлены таким способом за времена фашизма. Правда, у нацистов это была казнь для «недостойных» в отличие от расстрела, поэтому гильотина предназначалась в основном участникам Сопротивления, партизанам. Среди казненных были и знаменитости – русская княгиня Вера Оболенская, чешский писатель Юлиус Фучик, татарский поэт Муса Джалиль.
комментарии(0)