1
12973
Газета НГ-Сценарии Печатная версия

25.03.2019 18:57:00

Переходное общество часто рождает моральных мутантов

Волшебный напёрсток карьеры

Жан Тощенко

Об авторе: Жан Терентьевич Тощенко – член-корреспондент РАН.

Тэги: общество, политика, власть, деньги, миллиардер, олигарх, наперсточник


общество, политика, власть, деньги, миллиардер, олигарх, наперсточник Тренировка в способности, ничего не умея, занять в жизни высокое кресло. Фото Reuters

Сами по себе этические (нравственные) отношения не существуют. Они непосредственно вплетены во все многообразие проявлений государственной политики, в деятельность экономических организаций и общественных учреждений, неформальных коллективов и отдельных людей. Другими словами, эти отношения являются аспектом любых форм и видов коммуникации. И главное – они не существуют без тех, кто олицетворяет их сущность и содержание.

Я, например,  убежден, что наряду с профессиональной компетентностью и организационными способностями важнейшей стороной деятельности людей, причастных к принятию ответственных управленческих решений, является этический компонент. Однако реальность подсказывает, что об этой стороне руководящей деятельности не принято говорить ни в публичном, ни в приватном поле. Преобладает в основном экономический, реже политический и/или правовой аспект. 

Если же в обществе, государстве, коллективе возникают разные этические деформации, обычно все сводится к рапортам, описаниям отдельных случаев, конфликтов, нарушений экономических и финансовых законов, политических предписаний… В стороне остается более серьезный анализ того, почему это произошло, кто и насколько вовлечен в аморальные действия, отношения, коммуникации.

Когда-то мне  пришло в голову, что люди, игнорирующие этические самоограничения, в своей бурной деятельности напоминают так называемых  напёрсточников. Уж больно ловко они манипулируют моральными требованиями, напоминая специалистов по азартной игре со стаканами и шариком, за которым никогда не может уследить обычный человек, желая получить выигрыш.

Вообще надо сказать, что сегодняшняя реальность олицетворяет специфические, порой аномальные, экстравагантные формы общественной (публичной) активности, оказывающие серьезное влияние на политические, экономические и социальные процессы.

Поэтому в современной жизни стали неудивительны такие феномены, как портфельные инвесторы (банкиры), которые добивались своего могущества за счет игры на финансовых рынках, за счет многочисленных махинаций, достигая таким образом поразительных масштабов богатства, не вложив ни одного рубля в производство, в созидание материальных и духовных ценностей.

Но для этого надо, конечно, поднапрячься, чтобы изучить некоторые особенности финансовой деятельности. Совсем примитивными, но жестокими выступают сегодня обыкновенные мошенники с жильем. Эти «напёрсточники» жестоки и циничны. Они научились только одному – подсовывать на подпись престарелому человеку под видом какой-нибудь платежки договор, лишающий владельца его единственной квартиры.

Самое ужасное, что при этом современное законодательство не обладает механизмом, способным юридическим путем восстановить справедливость и наказать явных преступников.

Примеров такого разбоя можно приводить огромное множество. Но мне хочется остановиться на классификации некоторых современных типов личности. При этом сразу оговорюсь, что нравственное напёрстничество многолико, разнообразно. Оно как явление предстает перед нами в противоречивом обличье, так как причины, его порождающие, сами по себе неоднозначны.

Вторая оговорка у меня проста – эта классификация лично моя. Поэтому каждый может заняться чем-то подобным и представить свою феноменологию аморальности.

Для первого типа такой личности важны три основных притязания – богатство, власть и слава. Этой триаде соответствует такой своеобразный тип сознания и поведения, как «авантюрист». 

Все три компонента в поведении «авантюриста» не просто существуют наряду друг с другом, но они обеспечивают функционирование, взаимокомпенсацию и взаимодополнение друг друга. Причем ради капитала, власти и славы такие люди готовы пойти даже на преступление, не говоря уже о нарушении всех клятв и обязательств, лишь бы добиться желаемого. На любую попытку лишить их этих возможностей видеть себя на вершине экономического, политического и публичного поприща они готовы ответить всеми возможными мерами – от подкупа нужных им людей до морального и даже физического устранения мешающих им персон.

Второй тип «напёрсточников» преследует достижение богатства и власти. Особенно наглядно он воплощается в таком типе личности, который нашел свое наиболее яркое и наглядное воплощение в идеологии ряда современных олигархов, или «эффективных управленцев», которых полным-полно в государственных корпорациях, но не только в них. Эти деятели обычно не претендуют на известность – они удовлетворяются теневой властью и наличием, обладанием немалыми материальными и финансовыми ресурсами.

К чему это приводит, говорят данные ежегодного доклада World Wealth Report: только за 2018 год число мультумиллионеров с состоянием свыше 30 млн долл. в России выросло на 7%, показав самые высокие темпы прироста в мире. Что касается миллиардеров, то по итогам 2018 года Россия заняла пятое место в мире – 101 человек. А по официальным данным, с 2012 года реальные доходы среднестатического россиянина уменьшились на 12%, и число бедных выросло с 14 млн до 22 млн. Отсюда становится понятным, почему многие из нуворишей стремятся стать депутатами если не Государственной думы, то других выборных органов. Это же мощная и крепкая гарантия их неприкосновенности, благородный образ депутата и надежная защита собственности при всяких сомнительных попытках разобраться с путями и средствами ее приобретения.

Третий тип – «мутанты» – ориентирован на славу и богатство. Для «мутантов» характерен следующий алгоритм поведения. В течение значительной части жизни они придерживались одного мировоззрения, а затем – в период перелома – объявляют себя сторонниками прямо противоположных идей и убеждений. При этом такие люди претендуют на обладание властью, независимо от того, какую окраску она приобрела. Своими «оракульскими» открытиями они нередко попирают нравственные начала, ибо отказ от прежних убеждений превращается в распродажу этого отказа, торговлю новыми убеждениями и критику старых идей. Они не руководствуются христианской моралью, что если «прогрешил», то останься наедине с богом, со своей совестью и только с ними размышляй об изменении своей жизненной позиции. В ином случае эта мутация говорит не об изменении сознания и поведения, а о перерождении всех человеческих начал. И в этом процессе мутации они не забывают о своем благе, вовсю торгуя своими новыми убеждениями.

Этому типу «напёрсточников» соответствуют «блуждающие форварды (шатуны)». Мы можем наблюдать многочисленные примеры «миграции» таких пресон из одной партии (или общественного движения) в другую, затем в третью, четвертую, и так до бесконечности. И все это прикрывается тем, что очередные новые ориентации объявляются воплощением гласа народа, отражением его чаяний и желаний. По сути же дела – это участие в борьбе за власть, за капитал, за жажду удовлетворить амбиции за счет народа. Именно этой категории людей присуще осознанное поддержание парадоксальности поведения и сознания населения, ибо сулит немалые выгоды и приносит значительное приращение личного благополучия. Подобные примеры характерны и для представителей СМИ. Сколько таких «экспертов», «обозревателей» лихо меняли свои убеждения, переходя из позиции критичных обозревателей в проофициальных защитников всех акций законодательной и исполнительной власти.

Четвертый тип, для которого важна ориентация на славу и власть, находит свое наиболее яркое воплощение в поведении «нарциссов». Их поведение – это поведение персонажей, неустанно проявляющих самонадеянность, самолюбование. Они любят изображать заботу об общественном благе, которая очень образно проявляется, с одной стороны, в риторике, в привлекательной, но безответственной болтовне (этому придавалось максимальное звучание), с другой стороны, в стремлении любым путем получить власть или повлиять на нее, что к тому же обеспечивало известность и безбедный образ жизни, хотя последнее тщательно скрывалось. Причем этот тип личности болезненно реагирует на всякие признаки увядания внимания к их персоне: они готовы пойти на любые провокации, лишь бы поддержать к себе общественный интерес.

В настоящее время многие общественные и политические деятели постоянно используют такой прием – показуху, например, оказанием помощи одному дому престарелых или одному детскому дому, одной спортивной команде или больнице. Хотя такая помощь равнозначна карманным расходам обычных людей, но, как показывают результаты избирательных кампаний, эта «забота» приносит весьма ощутимые дивиденды в виде депутатских мест или должностей глав администраций.

Вместе с тем есть и особые типы «напёрсточников», в сознании и поведении которых преобладает одна из названных выше ориентаций. Поэтому пятый тип устремлен только на достижение власти. Этот феномен многолик, многообразен, коварен. Для примера охарактеризуем поведение политических националистов – ксенофобов. Именно они породили различные виды «независимостей», «суверенитетов» или просто подковерного захвата власти. Они, с одной стороны, нередко декларируют общечеловеческие ценности – уважение к другим народам, признание их права на свой язык и культуру. Но с другой стороны, в конкретных обстоятельствах они осуществляют политику ущемления прав и свобод других народов, раздувают и этническую и религиозную ксенофобию, а иногда являются вдохновителями убийств и унижений людей других национальностей лишь потому, что они придерживаются других взглядов и «мешают» устройству коренного народа. Именно они являются вдохновителями морального насилия. Именно они возрождают социальные мифы, тасуют историю, на «научной основе» доказывают претензии к другим народам и государствам.

Шестой тип зациклен на том, чтобы быть в центре общественного внимания, приобрести паблисити, у него болезненное стремление к славе. Эта черта наиболее характерна для такого типа, который получил достаточно широкое распространение и который можно назвать политическими шутами.

Этот фантомный тип личности готов пойти на все ради того, чтобы стать известным, осуществить любую акцию вплоть до преступления и только затем, чтобы приобрести известность, оказать впечатление, выходящее за рамки принятого, не исключая и того, чтобы вписать свое имя в века. Данное поведение рождается у людей мнительных, самолюбивых до болезненности, уверенных в своей исключительности, неповторимости. Они не любят признавать поражения – для них весь путь усыпан победами и успехами, даже если они мнимые.

Правда, в этом стремлении заявить о себе как политическом деятеле и/или сохранить себя на политическом поприще происходят действия сродни анекдоту или психическому заболеванию.

И наконец, седьмой тип – «мародеры», которые нацелены только на достижение богатства любыми методами и средствами, не говоря о нравственных нормах. Ради этой цели они готовы разрушить страну, развалить организацию, сжечь дом и даже убить людей, стоящих на их пути. Этот тип людей пытается поживиться тем, что осталось от прошлого, невзирая на то, имеет ли оно какую-то ценность для сегодняшнего дня или нет. Для «мародеров» характерно отсутствие даже намека на достоинство, что связано с гражданственностью и патриотизмом. Особенно эта тенденция обострилась после распада СССР, обстановка на его бывшей территории напоминает поле битвы, когда еще не ясно, кто победил окончательно и что ждет участвующих в ней завтра. Но есть короткий перерыв, когда еще нет четкого представления о результатах боя. И есть неразбериха и путаница в существующих правовых актах. Именно в этих условиях возникает стремление (в условиях экономической и политической неопределенности) урвать побольше и быть убежденным в своей безнаказанности. Таким образом, анализ современного состояния политических и социально-экономических отношений позволяет говорить о многообразии этических аспектов их проявлений, деформации которых воплощаются в деятельности таких типов личности. Именно в них, в их действиях проявляются все деформирующие факторы нашей публичной и приватной жизни. Именно эти люди оперируют «шариком морали», обманывая людей под видом честной игры. И хотя бывают случаи, когда их бьют в повседневной жизни и даже наказывают в политико-правовом поле, но это скорее исключение, чем правило. Поэтому открытость, понимание сложившегося положения вселяют надежду, что правильно поставленный диагноз дает возможность преодолеть не только политические и социальные, но и нравственные недуги новой России. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Боб 20:08 25.03.2019

Интересная классификация мотиваций, я в ней нашёл себя. Не все типы, указанные в классификации, - враги морали, тем более, "напёрсточники". Многие не враги и христианства, но просят Бога простить им нарушение одной из заповедей. Только одной, не укрАди. Я считаю, что при капитализме вред коррупции преувеличен. А вот мошенников надо вешать. Должен быть минимум защищённых правил игры, общих для всех. Они эти правила подрывают. Наказание - смерть. .



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
3371
Уязвимость "яростных мулл"

Уязвимость "яростных мулл"

Лариса Шашок

Власть в Афганистане сталкивается как с внутренними разногласиями, так и с внешними угрозами

0
3330
Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

0
6136
Илон Маск врывается в британскую политику

Илон Маск врывается в британскую политику

Данила Моисеев

Американский бизнесмен намерен спасти родину предков от "левого полицейского безумия"

0
3473

Другие новости