0
13886
Газета НГ-Сценарии Печатная версия

21.01.2019 16:22:00

Как дагестанский ученый поставил в родном селе памятник символическому русскому учителю

«И тогда я достал «похоронные»

Абдулагатов

Об авторе: Заид Магомедович Абдулагатов – зав. отд. социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

Тэги: lдагестан, образование, учитель


Недавно в одном из периодических изданий Дагестана была публикация о русских учителях, которые «внесли огромный вклад в развитие образования в Дагестане».

Это чистая правда. Потому что русское учительство в Дагестане берет начало в первой половине XIX века. В 1837 году в одном из древнейших городов России, Дербенте, было открыто уездное училище. Как и другие подобные заведения Закавказья, оно имело целью распространение в крае «начальных сведений и приготовление учащихся к продолжению курса учения в Тифлисской гимназии». В 1838 году в училище обучалось всего 35 человек.

Период после Октябрьской революции 1917 года был переломным в развитии светского образования в Дагестане, где ключевую роль вплоть до 70-х годов XX века играли русские учителя. Они не просто учили школьников, они несли просветительскую миссию, великую культуру русского народа. Большинство русских учителей, приехавших работать в республику, навсегда связали свою судьбу с Дагестаном. Именно таким людям беспримерного человеческого подвига благодарные дагестанцы устанавливают памятники и посвящают книги.

Так что насчет памятников – это тоже чистая правда.

Первый памятник русскому учителю в Дагестане был установлен в Махачкале в 2006 году. Это монументальное изваяние из бронзы высотой 10 метров. Другой памятник, из мрамора, установлен на несколько лет позже в горном селении Уркарах районными муниципальными органами.

Мне же хотелось, чтобы памятник русскому учителю появился в моем родном селе Усемикент Каякентского района. Больше того, я решил, что это должен быть памятник, установленный по инициативе частного лица. И у меня получилось.

Монумент был открыт 5 октября прошлого года, в День учителя. На открытие собралось более 200 человек со всего района. Это был праздник живых воспоминаний и благодарной памяти рыцарям русского просвещения.

Мне уже 71 год. Моей первой русской учительницей была Екатерина Афанасьевна Пиреева, которая учила меня русскому языку в далеком 1954 году. Потом их стало много – хороших и разных. И не только у меня – у тысяч благодарных дагестанцев.

Двух своих учителей, Анатолия Васильевича и Александру Федоровну Масловых, я искал после их отъезда в течение почти 50 лет и нашел в Липецкой области. Они учили нас не только русскому языку. Анатолий Васильевич преподавал математику, физику. Южными летними вечерами он на небе, как на огромной карте, показывал и рассказывал нам о далеких созвездиях. Еще в пятом классе мы, его ученики, научились фотографировать. Мы целыми ночами мешали им, молодой семье, спать, так как фотоувеличитель в селении был только у него. И ни разу ни он, ни его жена нам и намеком не дали знать, что пора идти домой. Это были настоящие интеллигенты. На меня оказало большое впечатление умение Анатолия Васильевича заинтересовать маленьких людей задачами различной сложности. Он подкидывал в наши головы задачи и задачки не только на уроках. Одну из них, для меня трудную, я решил, уже будучи студентом третьего курса математического факультета университета, о чем с радостью доложил ему в письме. К сожалению, моя мечта увидеть Анатолия Васильевича и Александру Федоровну не сбылась. Я не смог показать им начертанные на бронзе их имена на памятнике. Они оба в прошлом году умерли в течение одной недели.

Несколько слов о том, как строился памятник. Когда я сказал жене о том, что хочу на наши «похоронные» деньги установить памятник русскому учителю, она, «министр семейных финансов», к моему удивлению, сразу же согласилась. Решили скоро не умирать. Ее старший брат, который особых пристрастий к учению, образованию не имел, сказал, что это очень хорошее дело. И вообще, строя памятник, я пережил много замечательных эмоций, волнение оттого, что люди помнят русского учителя. Они, узнав, чем я занимаюсь, старались всемерно помочь, демонстрировали понимание и уважение, некоторые брали за услуги только часть платы или вовсе отказывались от нее, помня добро, которое принес нам русский учитель.

Строя памятник, я понял, что образ русского учителя живет в нашем народе. Первая книга о русских учителях в Дагестане была издана в 2015 году. Затем издали вторую, обновленную книгу, в которую вошли истории 3 тыс. учителей со всех районов и городов Дагестана. Написано немало научных трудов, в том числе и монографического характера, посвященных деятельности русского учителя в республике.

К сожалению, современная история России не способствует развитию тех добрых начал, которые были заложены в советское время. Один из печальных фактов, демонстрирующих это, заключен в том, что в постсоветском Дагестане доля русского населения уменьшилась почти в семь раз. Но это уже другая тема, которая должна быть предметом нашей тревоги…        



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2203
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3570
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7123
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10396

Другие новости