Это что за большевик там залез на броневик? В.А. Любимова. «Приезд Ленина в Петроград 3 апреля 1917 года». Репродукция. ГМПИР. © РИА Новости
Одной из главных причин, тормозящих развитие нынешней России, многие эксперты стали называть отсутствие в общественном сознании образа будущего. Представление о том, куда идет страна, нет пока ни у власти, ни у населения. Последнее, что было сказано устами президента, прозвучало на его встрече с доверенными лицами соратниками в предвыборном штабе.
«Мы должны обеспечить такой рывок в развитии страны по всем вышеперечисленным мною направлениям, придать такую динамику, чтобы после того как эти шесть лет будущие пройдут, даже если в жизни страны наступят какие-то сбои, какие-то сложности, какие-то непредвиденные обстоятельства, но чтобы набранный темп, инерция движения были такими мощными, чтобы Россия все равно шла вперед. Все, что мешает идти вперед, должно быть зачищено, отброшено», – сказал Владимир Путин.
Идти вперед – это хорошо. Отбрасывать и зачищать все, что мешает движению, – тоже неплохо, если речь идет не о людях, а, скажем, о неработающих программах, реакционных идеях, о тормозящих движение политических и экономических механизмах.
Но в призывных словах не просматриваются содержание рывка, его направленность, скорость перемен. Рвануть вперед – еще не значит оказаться именно в светлом будущем. Об этом нас предупреждает история.
В нынешнем апреле исполняется 101 год «Апрельским тезисам» Ленина. В советское время эта работа была одной из самых известных. Ее заставляли читать, конспектировать. Но совсем мало говорилось о том, какими идейными борениями сопровождалось появление «Апрельских тезисов».
И это не случайно. Дело в том, что революционные силы России в своем большинстве состояли из марксистов, а это значит, верили в эволюционную теорию развития, согласно которой вначале в стране происходит буржуазно-демократическая революция, расширяющая демократические и политические свободы. Затем по мере развития капитализма начинает расти класс пролетариев, который выступает за социализм.
Крестьянству, которое преобладало в аграрной России, социалисты давали понять, что для развития отсталых селян требуется время. А его, по расчетам радикалов, не было.
Но такой образованный марксист, как Георгий Плеханов, речь Ленина, приехавшего из эмиграции и выступившего на Финляндском вокзале, назвал бредом. По Плеханову: «Капитализм должен был перемолоть крестьянское зерно в пролетарскую муку, из которой и можно будет в будущем испечь социалистическую булку».
Такова была тактика Плеханова, который прочитал у Маркса и Энгельса все, что касалось опасности забегания вперед в революционном вопросе. И эту опасность стали понимать многие. Отсюда терпимость Советов к Временному правительству и к «министрам-капиталистам», которые для Ленина были попросту врагами.
Социалистические партии были готовы, только не к вооруженному захвату, борьбе власти, а к будущей парламентской полемике. Поэтому к выборам в Учредительное собрание социалисты шли спокойно, с верой в победу.
Дальнейшее известно. Если бы не радикалы во главе с Лениным, в России могла бы победить социал-демократия. А это уже совершенно другая программа развития, при которой важнейшими задачами стали бы земельная реформа, укрепление профсоюзов, создание эффективных отношений между работодателями и рабочими, постепенное создание институтов гражданского общества, правового государства и т.д. Россия превратилась бы далеко не в бесконфликтное, но зато в цивилизованное, рыночное и демократическое государство.
Надо сказать, что многие социалисты, а вначале и большевики поддерживали этот курс. Но Ленин сделал все, чтобы взять верх.
Недаром, вернувшись в Россию, он нашел своих старых друзей кончеными провинциалами, слишком много времени проведшими в ссылке далеко от Европы. А только там, считал Ленин, и бьет из земли ключ свежей марксистской мысли. Ильич был уверен, что «старые большевики» прозевали в феврале возможность взять власть в свои руки и двинуть вперед дело социалистической революции.
Более подробно, уже не в митинговом стиле, а в виде тезисов, Ленин изложил свою позицию в апреле, особо подчеркнув, что ситуация для переворота самая благоприятная, какая только может быть. «Россия сейчас самая свободная страна в мире из всех воюющих стран», страна, где «отсутствует насилие над массами». То есть предлагалось делать вторую революцию подряд за три месяца в «самой свободной стране мира».
И все это для того чтобы: а) взять власть в свои руки; б) спровоцировать мировую революцию, иначе эту власть не удержать!
На самой апрельской конференции Ленин попытался перевести партию из состояния революционно «бессознательного» в революционно «сознательное», но получил отпор.
Развернулась яростная дискуссия вокруг «Апрельских тезисов». Феликс Дзержинский, будущий создатель ВЧК, и тот говорил об оторванности Ленина от реальной России. Будущий «всесоюзный староста» Михаил Калинин защищал от Ленина старых большевиков. А будущий первый председатель ВЦИКа Лев Каменев не уставал объяснять Ленину, какие объективные условия мешают немедленной реализации пролетарской революции в России.
Но такая скорая революция все же случилась. Идея социал-демократического государства сгорела в радикализме большевиков.
Социал-демократические идеи в конце ХХ века выдвигали Михаил Горбачев, Григорий Явлинский, многие ученые-обществоведы. Но большевизм, видно, сделал свое дело, если в России до сих пор нет настоящей социал-демократической партии, цель которой не войны и революция, а развитое, справедливое государство. Без вождей, пишущих тезисы, по которым потом граждане одной страны начинают убивать друг друга…
комментарии(0)