0
7429
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

28.11.2017 00:01:00

"Макс" не выходит на связь

Лев Симкин

Об авторе: Лев Семенович Симкин – доктор юридических наук, профессор.

Тэги: интернет, соцсети, общество, история, вов, война


интернет, соцсети, общество, история, вов, война Бен-Гурион зачитывает Декларацию независимости Израиля 14 мая 1948 года Фото Reuters

Перепосты в соцсетях идут волнами, от некоторых из них просто захватывает дух. Последнее время мне то и дело попадаются героические рассказы о так называемой межконтинентальной еврейской шпионской сети «Макс».

«…Агенты сети заманили немецкие дивизии в серию смертельных «котлов» на Восточном фронте. Первой такой ловушкой был Сталинград, следующей – гигантская битва под Курском, в которой были уничтожены гитлеровские танковые дивизии. Заключительным актом было введение немецкого командования в заблуждение по поводу состояния Красной Армии, которая в 1944 году находилась на грани краха».

Какой такой в 1944 году крах Красной армии? Как могут нормальные люди принимать за чистую монету то, что благодаря этой мифической шпионской сети на Восточном фронте уничтожено 70% (!)  гитлеровских дивизий, или рассказы про некую «секретную железнодорожную ветку для вывоза евреев из Европы»?

Но я не поленился, нашел тех, кто первым запустил «одну из наиболее запутанных и волнующих историй Второй мировой войны». Как выяснилось, она была обнародована в книге Джона Лофтуса и Марка Аронса «Секретная война против евреев» (John Loftus and Mark Aarons. Secret war against the Jews. New York, 1994), а потом уже, с возникновением Интернета, разошлась по тысячам сайтов и десяткам тысяч постов в соцсетях. Именно из этой книги пошла гулять новость, будто советская разведка использовала «евреев сети «Макс» для проникновения во внутренние структуры Третьего рейха, тогда как сами нацисты, в свою очередь, полагали, что «еврейская разведывательная сеть» является их секретным источником информации в Кремле.

Фейсбучных истин несть числа…

Откуда авторы все это взяли? В русскоязычном сегменте Сети никто этим вопросом не заморачивался, стоит ли на мелочи обращать внимание. Пришлось зайти на англоязычные сайты, при беглом просмотре которых обнаружилось, что взятые авторами сенсации сотни интервью – с анонимными «старыми шпионами» и бывшими сотрудниками спецслужб. Так что слухи об этой неведомой прежде «суперсети» оказались сильно преувеличены. И тем не менее стоило одному из моих фейсбучных френдов – историку-архивисту, между прочим, – усомниться в ее существовании, как его немедленно стали осыпать ужасными оскорблениями.

Не раз замечал, что мало кому вообще интересно, как там на той войне было на самом деле. Мифы еще почитывают да «перепощивают», правда, если историк какой встрянет с неуместными комментариями, на него дружно накинутся. Есть такое понятие – «информация, соответствующая вашим ожиданиям». Если вам попалось что-то такое, вы хотите немедленно донести новость до окружающих, благо сейчас, в эпоху Интернета, с этим делом запросто. Да и порог критического восприятия падает, многим не хватает образования, которое такому восприятию способствует. Особым успехом пользуются мифы национальные, этот – из их числа. Откуда у евреев и сочувствующих такого рода ожидания, тоже понятно. Все советское время участие евреев в войне замалчивалось, в том числе их роль в советской внешней разведке, хотя на самом деле едва ли не вся она из евреев и состояла. Леопольд Треппер, Анатолий Гуревич, Ян Черняк, Шандор Радо, Лев Маневич, и это только самые известные. Правда, перечисленные герои – прежде всего коммунисты и советские патриоты, а потом уже евреи, но сегодня в ходу спрос на этническое начало.

Спрос рождает предложение, мифотворчество историков-любителей. Свояк свояка видит издалека, один из популяризаторов «межконтинентальной еврейской сети» – Ефим Макаровский, автор книги «Еврейские корни Руси», где, согласно аннотации, «убедительно доказано, что Киевская Русь была детищем еврейско-аланской цивилизации». Чего только стоит его рассказ о том, как после войны Сталин внедрил агентов сети «Макс» в западные спецслужбы, а Бен-Гурион пригрозил Сталину, что уведомит об этом ЦРУ. «Какова цена молчания?» – запросил Сталин. «Я хочу страну», – ответил Бен-Гурион». Получается, Государство Израиль своим образованием  обязано «Максу».

К этой истории авторы сенсационного открытия приплели еще и Аллена Даллеса, ну а как только появляется имя этого господина, доказательства, похоже, излишни. Сами знаете, сколько в нашей стране тех, кто верит в мифический «План Даллеса», ну, тот, который о том, как уничтожить СССР, морально разложить, разобщить братский союз народов, разрушить традиции и т.д. Сколько раз его цитировали известные люди – церковнослужители, политики, деятели культуры, от ныне покойного митрополита Иоанна (Снычёва) до Жириновского и Михалкова. Мне рассказывал один педагог-просветитель, как однажды пытался объяснить группе коллег, что не было никакого такого плана и что его сляпали из фрагментов романа Анатолия Иванова «Вечный зов». «Ну пусть не было, – согласился один из слушателей, – но видите, все же реализовано».

Проездной билет от генерала де Голля

Джебраилов (с винтовкой) среди французских партизан во время Сопротивления.	Фото 1940-х гг.
Джебраилов (с винтовкой) среди французских партизан во время Сопротивления. Фото 1940-х гг.

Популярность «межконтинентальной сети» можно было бы списать на особую чувствительность, извините за выражение, «нацменов», героическими историями подпитывающих этническую самооценку. Помните, в фильме «Не горюй» парикмахер говорит Бенджамену (Кикабидзе): «Ты ушел в горы и одни камни ел, пока не отомстил. Кто так может? Только грузин может!» Эпизод смешной еще и потому, что в роли цирюльника – Сергей Филиппов, правда, с грузинскими усами.

Но дело не только в них (нас). Не так давно дети разных народов восхищались в Facebook невероятной историей героя французского Сопротивления Ахмедии Джебраилова (он же Ахмед, или Армед Мишель). Как же на меня набросились, стоило позволить себе в комменте реплику о явном неправдоподобии многих ее деталей!

«Имя Армеда Мишеля стало легендарным среди французских маки – он в форме немецкого капитана возглавил операцию партизан по спасению 500 детей участников Сопротивления, вывозимых в Германию. Дети были спасены, а сам он, раненный, подобран немецким патрулем в поле через сутки после успешно проведенной операции. Спасла немецкая форма и документы офицера. Ахмедию направили на излечение в немецкий госпиталь. Выписался и за проявленный героизм во время налета на поезд партизан Ахмедия был назначен... комендантом немецкого гарнизона городка Альби, что неподалеку от Тулузы».

Ахмедия Джебраилов родился в 1920 году в селе Охуд Шекинского уезда Азербайджана, в 1942 году попал в плен. Что ж получается, парень из азербайджанского села в немецком лагере для военнопленных смог так выучить немецкий язык и прочие реалии, чтобы его долгое время принимали за немецкого офицера?

От поста к посту – все новые подробности. «Кончилась война. Армед Мишель работает в канцелярии президента Французской республики. Женат на француженке, у них два сына, прекрасная квартира в Париже. И вдруг в 1951 году Армед Мишель решает вновь стать Ахмедией Джебраиловым и вернуться в родное село. Уговоры не помогают. Американцы предлагают работу и гражданство. Французское правительство предлагает завод во владение. Все бесполезно. На прощание генерал де Голль вручает боевому соратнику почетный билет – разрешение на бесплатный проезд на всех видах транспорта».

Признаюсь, рассказы о бесплатном проездном, как и об уговорах американцев, меня не сильно убедили. Правда, с психологической точки зрения, убедительность любого рассказа возрастает в разы с появлением влиятельных свидетелей. В этом смысле участие в этой истории де Голля придает ей в глазах читателя большую достоверность. Одно дело – какой-то никому не известный человек, и совсем другое – «личный друг» самого де Голля.

«Там, где он появлялся, взрывались железнодорожные полотна, вспыхивали немецкие эшелоны, рушились мосты, горели фашистские склады, дома, где проживали гитлеровские офицеры. С ним трижды встречался легендарный генерал Шарль де Голль. Однажды, еще в годы французского Сопротивления, он познакомился с отважным партизаном и дал ему ответственное задание, которое тот блестяще выполнил, и дважды после войны – вначале в освобожденном Париже, а затем, спустя два десятилетия, – в Москве. Президент де Голль, прибывший в 1966 году с официальным визитом в СССР, включил в программу своего пребывания встречу с Ахмедией Джебраиловым». Это я процитировал «Российскую газету» от 28 апреля 2015 года, ставшую источником многих текстов в Сети.

О том, как президент Франции, увидев в толпе встречавших Джебраилова, подошел к нему и обнял, рассказывал сам герой в документальном фильме, снятом в 1975 году, к 30-летию Победы, он есть в Сети. Есть там и хроника 1985 года, к сорокалетию Победы, в ней закадровый голос рассказывает, как летом 1944 года Морис Торез наградил Джебраилова французской медалью, дающей право рядовому солдату маршировать на военных парадах впереди генералов. Как лидер Компартии мог это сделать, не говоря уже о том, что в это время находился в СССР?

Не ясно и то, как и когда вернулся в СССР сам Джебраилов. В целом ряде интернет-источников говорится о том, что после возвращения из Франции его отправили в лагерь. Поскольку сам по себе свободный переезд с Запада в начале пятидесятых весьма сомнителен, то вполне вероятно, что герой вернулся на родину сразу после войны и не по своей воле, с возможной последующей отправкой в места не столь отдаленные.

Медийный феномен Джебраилова – еще доинтернетовский. О его подвигах сказано в десятом томе Азербайджанской советской энциклопедии. До недавнего времени о них можно было прочесть и в Википедии. Википедию – «свободную энциклопедию, которую может редактировать каждый», принято ругать. И зря. В том же 2015 году, когда российская правительственная газета живописала подвиги Джебраилова, несколько интернет-пользователей в разных странах, они же википедисты,  принялись выяснять, что в биографии Джебраилова правда, а что вымысел. Сразу выяснилось, что французская Википедия в статьях о подвигах Джебраилова ссылалась исключительно на советские и азербайджанские источники. Попытка найти упоминание о нем во французских книгах и прессе, оцифрованных Google, не увенчалась успехом. Его не было даже в газетах, широко освещавших визит де Голля в Москву. Безуспешно проверялись онлайн-базы и открытые оцифрованные данные российских архивов. Наконец, участники Википедии связались с французскими музеями и архивами – человека с таким именем нигде не знали. Один из википедистов не поленился поехать в дом-музей Джебраилова в Шеки и сфотографировал его награды. Среди них оказалась медаль за участие в Первой мировой войне, когда он еще не родился.

В базе узников Дахау (где он якобы был) тоже не оказалось похожих имен. И история про побег в августе 1944 года из лагеря для военнопленных в городе Родез, где, как везде написано, томились несколько тысяч азербайджанцев, оказалась липовой. В то самое время в этом французском городе стоял азербайджанский легион вермахта, из которого и вправду тогда же был совершен побег. Было высказано предположение, что с ним-то и связана подлинная история Джебраилова, после чего и приняли решение об удалении статьи из Википедии: накопившийся объем противоречивой информации превысил допустимый предел.

Значит ли это, что у Ахмедии Джебраилова не могло быть боевых заслуг? Не значит, даже если он и вправду какое-то время служил у немцев. Мне довелось листать немало архивных уголовных дел по обвинению коллаборационистов из Закавказья – грузин, армян, азербайджанцев, служивших в вермахте и в конце войны переданных союзниками в СССР, а после осужденных советскими военными трибуналами за измену родине. Так вот, немало из подсудимых в 1943–1944 годах поочередно участвовали в борьбе против итальянских и югославских партизан, а потом, бежав от немцев, вместе с ними воевали с гитлеровцами. Как видите, я не упомянул французских партизан, поскольку таких сведений в делах не встречал. Да ведь и сам по себе размах французского Сопротивления был не столь уж велик, как его пытались представить в послевоенной Франции. Зато известны герои Сопротивления итальянского – выходцы из Азербайджана  Мамед Багиров, Мирза Шахвердиев, югославский партизан Джавад Хакимли и другие.

Самое неприятное, когда национальные мифы сталкиваются друг с другом. Из азербайджанской Википедии статью о Джебраилове никто и не думал удалять, а в ее удалении из российской и французской  азербайджанские пользователи обвинили «проармянское лобби».

Впрочем, мифы такое дело, все могло быть и иначе. Представим себе на минуту, что эта история осталась бы неразоблаченной и какой-нибудь доморощенный армянский интернет-мифотворец принялся доказывать, что она правдива, за единственным исключением – Джебраилов на самом деле был армянином. Во-первых, похож, во-вторых, во Франции армян много, знаете Азнавура, а уж де Голль  точно приветил бы только армянина. Могло такое случиться? В Интернете все возможно. Каждому народу хочется иметь своих 28 панфиловцев, свою, как говорит Мединский, «святую легенду, к которой просто нельзя прикасаться». На фоне большого мифа всегда рождается малый.

Стриптиз в Освенциме

Вернусь к тому, что мне ближе, евреи ведь не менее легковерны, чем азербайджанцы, по крайней мере  те, что в последние дни истово перепощивают рассказ о стриптизе в Освенциме. С солидного сайта: «Легендой эту польскую балерину сделали не танцы, а убийство. Когда ей, бывшей звезде, приказали раздеться в Освенциме, она вдруг устроила нацистам стриптиз… Заворожив, выхватила у одного охранника пистолет и расстреляла в упор другого». С сайта не очень солидного: «В раздевалке перед газовой камерой (закамуфлированной под душевые) надзиратели из СС приказали всем женщинам раздеться… Начались крики, плач, и эсэсовцы начали применять приклады автоматов, чтобы загнать женщин в газовые камеры. Ситуацию разрядила Франческа Манн. Она вырвалась из кричащей толпы к группе надзирателей и, к изумлению эсэсовцев, начала исполнять для них стриптиз. Профессиональный танцор. Яркая женщина, от которой нельзя оторвать глаз. Откровенно сексуальный танец. Эсэсовцы оказались загипнотизированы».

История эта была мне известна, без стриптиза, конечно. В свое время с небольшими вариациями ее рассказывали десятки выживших. Те немногие, кому удалось чудом уцелеть – в отличие от миллиона евреев, погибших в основном сразу по прибытии в лагерь.

Польский писатель Тадеуш Боровский, прошедший Освенцим и покончивший с собой через шесть лет после освобождения из лагеря в возрасте 28 лет, в рассказе «У нас в Аушвице» так излагает случившееся: «В августе 1943 года разнесся по лагерю слух, что Шиллингер канул. Ходило множество разных и вроде бы достоверных историй, которые противоречили одна другой. Что до меня, я склонен верить знакомому «придурку» из обслуги»: «…Уж одно то, что женщинам велели раздеться вместе с мужчинами, – это для них целое потрясение, конец света. И вот (Шиллингер) подходит к женщине и берет ее за руку. А эта богиня вдруг наклонилась, зачерпнула рукой песку да как сыпанет ему прямо в глаза. Он – орать, выпустил револьвер. Она подхватила и – бац-бац! – в живот».

Поясню, что «придурком» писатель называет одного из членов единственного в своем роде подразделения узников – зондеркоманды, тех, кто сопровождал людей в газовые камеры, говоря, что ведут на дезинфекцию, и вычищали их после массовых убийств. Это были наиболее крепкие мужчины, специально отбиравшиеся на страшную работу, отказ от которой означал немедленную смерть. В мае 1944 года прибывший в группе евреев из Салоник молодой архитектор спортсмен Менахем Личи, будучи отобран в зондеркоманду и увидев, какая работа предстоит, подошел к печи крематория и прыгнул в нее.

Обершарфюрер СС Йозеф Шиллингер, застреленный из собственного пистолета, был известным лагерным садистом. В отличие от жертв его похоронили с почетом в родном городе Оберримзингене, и только в 2003 году (по инициативе историка Андреаса Мекеля) эту фамилию удалили с памятника павшим во Второй мировой войне.

Всего этого обычный пользователь может и не знать, но ему по силам при помощи пары кликов добыть достоверную информацию. После того как в 2017 году эта история заполонила социальные сети, в Интернете появилась страница с факт-чекингом (на английском). Там копии послевоенных документов и выдержки из свидетельств о случившемся. В их числе  фотокопия американского секретного рапорта от 31 мая 1945 года. Упоминание об убийстве Шиллингера «еврейкой из транспорта» обнаружилось и в показаниях Эйхмана на процессе в Иерусалиме.

Единственный выживший очевидец женского бунта, словацкий еврей Филип Мюллер, чье свидетельство впервые опубликовано в 1979 году, рассказал, что одна из обреченных женщин догадалась, зачем им всем было приказано раздеться, и отказалась сделать это, после чего Шиллингер сорвал с нее одежду и получил пулю. И сразу остальные отчаявшиеся женщины напали на охранников. Еще двое выживших в разные годы рассказали примерно то же самое.

Большинство склоняется к тому, что этой женщиной была танцовщица из Варшавы по имени Франческа или Франциска Манн. Это случилось в октябре 1943 года, в том самом месяце, когда восставшие в Собиборе перебили больше половины охранявших их эсэсовцев, и месяц спустя после восстания в августе узников Треблинки, и за год до восстания в Освенциме членов зондеркоманды, в октябре 1944 года уничтоживших один из крематориев.

Евреи далеко не всегда покорно шли на смерть. Но не было никакого стриптиза в лагерной раздевалке. Это выдумка, пошлая выдумка, родившаяся буквально на наших глазах и мгновенно разошедшаяся по блогам. Если не остановить, останется в анналах памяти. Людям, сидящим в соцсетях, хочется красивых историй, так сделайте им красиво! Так подлинная трагическая героиня превращается в мифическую леди Годиву, проехавшую обнаженной на лошади по улицам Ковентри. Мифы тоже бывают разные, красивая легенда о датском короле, вышедшем на улицу с желтой звездой, – это одно, а стриптиз в Освенциме – совсем другое.

…На фоне больших мифов о войне, из тех, что перетекают из телевизора в Интернет и обратно, рассказанные мною три частные истории о мифах национальных могут показаться незначительными. Но они о том же – о потребности в мифах и приукрашивании истории, готовности принять мифических героев, отодвигая в сторону подлинных, обидах на тех, кто отстаивает правду. Все как у взрослых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
3727
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
2296
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
2580
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
2529

Другие новости