Министр Сергей Шойгу: релаксация живописью. Фото со страницы главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола в «ВКонтакте»
То, что российским столоначальникам никогда не было чуждо чувство прекрасного, нам рассказал еще Антон Павлович Чехов в известном рассказе «Смерть чиновника».
Сюжет прост. Экзекутор Иван Дмитриевич Червяков чихнул, будучи в светской компании. Вначале нисколько не смутился, а потом понял, что «обчихал» старичка, статского генерала Бризжалова. Чиновник пришел в ужас и бросился извиняться. От страха он делал это не один раз и не два. До тех пор, пока генерал не взорвался в крике, от которого, добредя до дома, Червяков слег и помер.
История о маленьком человеке, хронически боящемся любого начальства. Но история произошла в театре, где давали «Корневильские колокола». Поэтому чиновник Червяков в тот вечер испытал не только ужас, но и чувство прекрасного.
Я вспомнил об этом рассказе, когда прочел на сайте sputnik.ru нескучное обозрение под названием «10 российских чиновников, которым не чуждо чувство прекрасного».
Оно открывалось заявлением на пресс-конференции продюсера группы «Круиз», который сообщил, что автором новой песни «Рождественский блюз» является не кто иной, как министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень.
Вряд ли любителей рок-музыки это удивит. В 2004 году, когда Мень еще занимал пост заместителя мэра Москвы, он уже записал целый альбом под названием Made in Moscow вместе с бывшими музыкантами Deep Purple Гленом Хьюзом и Джо Линном Тернером. Затем в 2005 году была презентация альбома в клубе «Апельсин». В 2010 году альбом отредактировали и на следующий год представили москвичам.
Владимиру Маркину, который в прошлом был, как пишет sputnik.ru, «голосом» Следственного комитета, довелось в прошлом году вместе со Стасом Пьехой написать песню с очень оригинальным названием – «Родина». На одном из форумов, обсуждавших творчество «десятки» известных чиновников, кто-то посочувствовал творческому дуэту, написав, что Олега Газманова в патриотизме Пьехе и Маркину не одолеть, как и в сальто на сцене. Правда, бывший официальный представитель Следственного комитета успел сняться в фильме «День дурака», где сыграл не то самого себя, не то обобщающий образ труженика СК.
В одной из рецензий было сказано весьма понимающе: «Пожалуй, камео главы Следственного комитета Владимира Маркина был лишним, но ведомство использовало фильм в своих целях. И, пожалуй, с правильным посылом: «Лучше мы сами посмеемся над собой, чем посмеется кто-то другой».
В «десятку» попал любитель пения, бывший чиновник из Амурской области Василий Орлов. В прошлом году он оставил госслужбу, перейдя в нефтехимический холдинг. Но до этого, будучи на посту главы регионального Минэкономразвития, как отмечается в обозрении, «не стеснялся выкладывать в Интернет видеозаписи своих кухонных выступлений».
Интересная деталь: как только Орлов появился в федеральной «десятке», так в Амурской области тут же выбрали своих 10 чиновников, «не чуждых чувства прекрасного». И это, мне кажется, для госслужащего – более короткий и верный путь к известности.
Как ни отзывались социальные сети на творчество скандальной российской чиновницы, руководившей департаментом имущественных отношений Минобороны, Евгении Васильевой, мне кажется, ее безоглядное художественное творчество, протекавшее под домашним арестом, было весьма успешным. Я имею в виду не художественные успехи. Ее хиту «Тапочки» до «Валенок», исполняемых когда-то Лидией Руслановой, еще шлепать и шлепать. Между прочим, любимая народом певица испытала в своей жизни отнюдь не домашний арест.
Но Васильева, сочиняя стихи и песни, рисуя свои картины, снимая клипы, добилась того, что общественное мнение стало обращать на эту творческую сторону ее заточения в огромной квартире больше внимания, чем на расследование дела неистовой рисовальщицы и певуньи.
Короче, банальная фраза о том, что искусство способствует смягчению нравов, сработала там, где художественные эксперты этого искусства, нашли, мягко говоря, немного. А народ интересовался, смотрел, слушал, теряя свою непримиримость к подследственной.
Поэтического творчества нынешнего знаменитого подследственного, бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, я не знаю. В обозрении сказано, что у него много публикаций, два сборника. Поэтому приведенное стихотворение «Одни и другие» меня больше удивило неким, почти расшифрованным то ли пророчеством, то ли предчувствием:
И жизнь нас гладит, гладит по головке.
В перчатке, без перчатки – всё отличье.
Одни сумели сохранить приличья,
Других же быстро замели с поличным,
Которое им впарили преловко.
Да и министр иностранных дел Сергей Лавров тоже не всегда разговаривает сухой дипломатической прозой. В минуты ослабления международной обстановки пишет и публикует стихи, которых все-таки к чистой лирике не отнесешь. Сказываются профессиональные душевные травмы автора:
Нет, ничто в этом мире не ново,
Лишь все слаще Отечества дым.
Эмигранты – нерусское слово,
Но каким оно стало родным.
Две могучих волны в полстолетья
Уходили к чужим берегам.
Подгоняла их Родина плетью,
Чтоб чужим не молились богам…
Январь 1995 года
А вот вице-премьер Аркадий Дворкович скорее трубач социального уюта:
Я хотел поскорее добраться домой.
Сыновья заждались, засыпая.
Выпить чая и нежно обняться с женой –
Все, что нужно для тихого рая.
Вряд ли такие райские кущи вдохновляют помощника президента Владислава Суркова. Это можно понять по его сайту, на котором размещены рассказы, стихи, песни. К примеру, за текстом песни группы «Агата Кристи» «Ты осушала мои реки» стоит единолично Владислав Юрьевич. А кто стоит за романом «Околонуля», надо периодически переспрашивать того же Суркова.
Основатель фонда «Город без наркотиков», мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, оказывается, тоже пишет песни, стихи, прозу. Но его «книга «Город без наркотиков», повествующая о буднях фонда, куда интереснее», – отмечается в публикации «10 российских чиновников, которым не чуждо чувство прекрасного».
Там же приводится аннотация: «Это страшная книга. Но в ней, как ни странно, много юмора и света надежды. Читается она как детектив, триллер и психологическая драма одновременно... Эта книга не о наркотиках, а о людях, попавших в страшную беду и не могущих выбраться из нее самостоятельно».
Думаю, чиновникам надо заниматься художественным творчеством. Может быть, даже больше, чем некоторым художникам.
Через образный мир чиновник сможет увидеть большее и лучшее в людях. Среди которых и он сам. Но уже как человек.