0
9094
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

23.11.2016 00:01:10

Манящее сияние Севера

Андрей Загорский

Об авторе: Андрей Владимирович Загорский – заведующий отделом Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО(У).

Тэги: арктика, экономика


арктика, экономика Мысленно они уже в Арктике. А значит можно сэкономить на зимней одежде. Фото Reuters

В сентябре 2016 года исполнилось 20 лет Арктическому совету (АС), членами которого стали 8 стран, по меньшей мере часть территории которых расположена севернее полярного круга: Дания (в отношении Гренландии), Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Его постоянными участниками с совещательным голосом являются организации коренных народов Севера.

О неизменном росте интереса к совету говорит тот факт, что сегодня к его деятельности в качестве наблюдателей присоединились еще 12 государств (Великобритания, Германия, Индия, Италия, Испания, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция и Япония) и 20 международных организаций. Просьбы о предоставлении им статуса наблюдателей направили еще 4 государства, Европейский союз и 11 международных организаций.

В октябре Российский совет по международным делам провел в Москве масштабную международную конференцию, на которой подводились итоги 20-летней деятельности Арктического совета.

С момента своего основания Арктический совет был преимущественно консультативным и координационным органом. Главным направлением его деятельности было обеспечение устойчивого развития региона – сохранение уникальных и крайне уязвимых экологических систем, испытывающих нарастающий стресс под воздействием быстро меняющегося арктического климата, отступления многолетних льдов, а в перспективе и ожидаемого значительного расширения хозяйственной деятельности в сухопутной и морской Арктике.

Однако на деле значение АС выходит далеко за рамки экологической тематики. В трудные исторические периоды он оказался той площадкой, на которой все страны региона продолжали общение, снимали те озабоченности, которые у них возникали, и преодолевали те различия в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в Арктике.

Так было и 10 лет назад, когда международные средства массовой информации пестрели материалами о предстоящих и неизбежных конфликтах за раздел и передел Арктики, ее углеводородных ресурсов.

Эту функцию АС выполняет и сегодня. В условиях современной международной турбулентности и кризиса в отношениях между Россией и Западом он остался островком сотрудничества с поразительно конструктивной повесткой дня. Эта многосторонняя площадка позволяет сегодня России решать, в том числе с США, те вопросы, которые в последние годы им трудно было обсуждать на двустороннем уровне. Данное обстоятельство особенно подчеркивали участники октябрьской конференции.

Ледяной консенсус

Одним из важнейших результатов интенсивного диалога, в том числе в рамках Арктического совета, стало появление своего рода «арктического консенсуса» – общего понимания проблем региона и путей их решения на основе сотрудничества, сменившего еще недавно превалировавшие ожидания надвигающейся «битвы за Арктику».

Расширению и углублению этого консенсуса, снятию взаимной подозрительности и напряженности способствовали в том числе обнародование странами-членами и наблюдателями Арктического совета их региональных стратегий, встречи «пятерки» прибрежных арктических стран, учреждение диалоговых форумов высокого уровня, органической частью которых стал российский форум «Арктика – территория диалога», создание арктических исследовательских центров, налаживание экспертного диалога и обсуждение различных аспектов арктической повестки дня на международных конференциях.

К основным положениям «арктического консенсуса» можно отнести следующие.

Первое: высокий уровень правовой определенности. Здесь нет никакого правового вакуума или хаоса, о котором писали многие авторы. Права и обязанности как арктических, так и неарктических государств в морской Арктике определяются нормами международного морского права.

В 2008 году, в разгар споров о грядущих в регионе конфликтах, ясно и определенно заявили министры иностранных дел пяти прибрежных в отношении Северного Ледовитого океана государств (Дании, Канады, Норвегии, России и США). На встрече в Илулиссате (Гренландия), они напомнили, что в отношении Северного Ледовитого океана «применяется обширная международно-правовая база», в которой «закреплены важные права и обязательства, относящиеся к определению внешних границ континентального шельфа, защите морской среды, включая районы, покрытые льдом, свободе судоходства, проведению морских научных исследований и другим видам использования моря», и которая «обеспечивает прочную основу для ответственного управления пространствами этого океана».

Хотя в Илулиссатской декларации говорится об «обширной международно-правовой базе», ее авторы не оставили сомнений в том, что они имели в виду прежде всего Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Свою приверженность нормам конвенции неоднократно и недвусмысленно подтверждали неарктические государства, включая азиатские страны, в 2013 году присоединившиеся к работе Арктического совета в качестве наблюдателей.

Высокий уровень правовой определенности и предсказуемости не оставляет места для спекуляций относительно перспективы «интернационализации» Арктики – ее передачи, по примеру Антарктики, в общее пользование всех государств. Тема «интернационализации» Арктики в прошлом неоднократно поднималась рядом международных природоохранных организаций и исследователями прежде всего из стран Южной Азии. Однако подобные предложения никогда не обсуждались на межгосударственном уровне. В 2008 году «пятерка» прибрежных государств со всей определенностью поставила точку в этом вопросе: «Мы не видим необходимости в разработке нового всеобъемлющего международно-правового режима для управления Северным Ледовитым океаном».

Второе: низкий уровень конфликтности межгосударственных отношений в Арктике. Здесь не просматриваются серьезные проблемы, которые могли бы привести к возникновению или эскалации межгосударственных споров по поводу разграничения морских пространств или доступа к минеральным ресурсам морской Арктики. Таких спорных ситуаций практически не осталось. Главная интрига, вызывающая сегодня сильные эмоции, – взаимное наложение претензий прибрежных в отношении Северного Ледовитого океана стран в процессе установления ими внешних границ континентального шельфа за пределами 200-мильных исключительных экономических зон. Однако следование положениям Конвенции 1982 года и договоренностям последних лет позволяет и в этом вопросе избежать конфликта. Конфликт здесь может возникнуть только в том случае, если какое-либо арктическое государство попытается установить внешние границы своего континентального шельфа в обход положений Конвенции 1982 года.

Что же касается месторождений углеводородов в морской Арктике, то их основные предполагаемые запасы (около 97%) сосредоточены в исключительных экономических зонах прибрежных стран, причем в основном в прибрежной зоне континентального шельфа – там, где юрисдикция и суверенные права прибрежных стран на их разведку и разработку никем не оспариваются. Иными словами, перспектива их разработки – это вопрос не геополитики, а экономической целесообразности (прежде всего мировых цен на нефть).

Третье: представления о запасах нефтегазовых и других минеральных ресурсов арктического шельфа и их значимости для глобальной экономики сильно преувеличены. Сделанный Геологической службой США в 2008 году вывод о том, что на арктическом шельфе сосредоточено около четверти мировых неразведанных запасов нефти и газа, быстро превратился в тезис о том, что здесь сосредоточена четверть или даже треть всех запасов нефти и газа в мире. На деле предполагаемые извлекаемые ресурсы арктического шельфа намного скромнее на фоне общемировых разведанных и неразведанных ресурсов – порядка 6,5% по нефти и 24% по газу.

Конечно, это тоже немало. Но в силу высоких издержек, связанных с разведкой, добычей и транспортировкой, а также современными низкими ценами на нефть многим шельфовым проектам в Арктике еще долго будет трудно конкурировать с проектами в сухопутной Арктике, а также новыми – неконвенциональными углеводородными ресурсами (сланцевый газ, трудноизвлекаемая нефть).

Если к этому добавить долгосрочные тенденции трансформации мировой энергетики, бурный рост использования возобновляемых источников, ставку на развитие низкоуглеродной экономики, а также высокие риски разработки арктических шельфовых месторождений, включая экологические, то вопрос о том, когда и в какой мере углеводородные (и другие минеральные) ресурсы морской Арктики будут востребованы мировыми рынками, сегодня остается открытым.

Четвертое: несмотря на интенсификацию арктического судоходства, не следует ожидать появления в обозримой перспективе регулярных и тем более круглогодичных трансарктических международных судоходных трасс. Их очевидное конкурентное преимущество – существенное сокращение расстояния, времени в пути и расхода топлива при осуществлении грузоперевозок между Северной Европой и Восточной Азией – с лихвой нивелируется погодно-климатическими и ледовыми условиями, экологическим рисками, высокими требованиями к безопасности судоходства и охране морской среды, неразвитостью или отсутствием необходимой инфраструктуры и другими проблемами.

Судоходство в регионе нарастает неравномерно в силу различий в условиях и продолжительности навигации в акваториях Северного Ледовитого океана. Наиболее интенсивно оно в западных (атлантических) арктических морях (Баренцевом, Норвежском, Гренландском). Возрастает нагрузка на Берингов пролив на востоке. Активизируется сезонное судоходство и в более холодных морях, однако не столько за счет международного транзита, сколько за счет возрастающих объемов завоза техники и материалов для строительства объектов инфраструктуры и прогнозируемого в следующем десятилетии расширения морского вывоза добываемых в сухопутной Арктике минеральных ресурсов.

Какие-либо сравнения российского Северного морского пути, и тем более канадского Северо-Западного прохода с Суэцким и Панамским каналами, на долгую перспективу просто неуместны. А интерес судовладельцев, в том числе азиатских, в частности китайских, к использованию арктических трасс для регулярных международных морских перевозок сильно преувеличен. До тех пор пока эти трассы не станут привлекательными для массовых контейнерных перевозок, этот интерес останется преимущественно платоническим и не будет выходить за рамки экспериментальных проводок судов по СМП и СЗП.

Помимо сезонного характера судоходства в Северном Ледовитом океане, которое на обозримую перспективу будет сдерживаться ледовой обстановкой, существенное значение для судовладельцев будут иметь высокая стоимость судов, сконструированных и оборудованных для плавания в арктических водах. Добавим к этому необходимость специальной подготовки экипажей, значительные погодные, ледовые и экологические риски, неразвитость транспортной инфраструктуры, включая портовую, ремонтно-техническую и инфраструктуру обслуживания судов.

Для повышения их интереса предстоит немало сделать в плане существенного наращивания в удаленных морских районах Арктики сил и средств для организации поиска и спасания, предупреждения и ликвидации последствий аварий, организации постоянного мониторинга ледовой обстановки и обеспечения связи с судами. Значительных объемов финансирования требуют гидрографические и картографические работы. Развитие международного судоходства сдерживается и разрешительным порядком плавания по СМП и СЗП, необходимостью ледокольной проводки судов и очевидной нехваткой ледоколов для  соответствующих услуг на постоянной основе.

Осторожные оценки перспектив международного судоходства в Арктике подтверждаются неровной динамикой транзитных перевозок по СМП. Начав расти быстрыми темпами с 2010 года практически с нулевой базы и достигнув пика в 2013 году (71 транзитный рейс, в том числе 25 международных и 1,4 млн т перевезенных грузов), их объем резко сократился в 2014-м и особенно в 2015 году (18 транзитных рейсов, включая международные, и менее 40 тыс. т перевезенных грузов в 2015 году).

Это падение произошло на фоне увеличившегося в те же годы объема арктического завоза и каботажных перевозок, интенсификации судоходства по канадскому Северо-западному проходу (первый коммерческий транзитный рейс через СЗП состоялся в 2013 году) и перспектив масштабного увеличения (в разы) в следующем десятилетии морского вывоза продукции Ямал-СПГ через новый порт Сабетта, нефти Новопортовского месторождения через построенный в Обской губе терминал.

В 2016 году транзитные перевозки по СМП стали восстанавливаться. По неполным данным, за этот год (на октябрь этого года) их объем превышает 200 тыс. т. Это заметно больше, чем в прошлом году, но еще очень далеко от показателей рекордного 2013 года.

Пятое: военные угрозы в Арктике стабильно оцениваются прибрежными странами как относительно низкие. Одновременно все арктические государства констатируют расширение спектра вызовов для экологической безопасности и безопасности человека вследствие климатических изменений и расширения хозяйственной деятельности в регионе. Соответственно расширяется спектр «гражданских» задач по обеспечению безопасности – предотвращения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, обеспечения авиационного и морского поиска и спасания. Отмечается недостаточность сил и средств, которыми арктические государства располагают для решения этих задач.

В интересах оптимизации необходимых для реагирования на чрезвычайные ситуации ресурсов большинство стран региона отказались от инвестирования значительных средств в военную инфраструктуру в регионе и основной акцент делают на расширение регионального сотрудничества. Российская Федерация является сегодня единственным государством, которое не только имеет в Арктике развернутую военно-морскую группировку стратегического значения, но и вкладывает значительные средства в развитие военной инфраструктуры усиления в регионе.

Шестое: прибрежные государства играют особую роль в регулировании деятельности в морской Арктике в силу того обстоятельства, что их юрисдикция распространяется на значительные районы Северного Ледовитого океана. Однако они не обладают монополией или исключительными правами на всю Арктику. В соответствии с нормами международного морского права у неарктических стран здесь также есть права и обязанности. В Илулиссатской декларации 2008 года прибрежные государства апеллировали к своему суверенитету, суверенным правам и юрисдикции над значительными, но не над всеми районами Северного Ледовитого океана, а ссылаясь на применяемую здесь международно-правовую базу подчеркнули, что она обеспечивает «прочную основу для ответственного управления пространствами этого океана пятью прибрежными государствами и другими пользователями» (выделено мной. – А.З.).

С учетом расширения состава наблюдателей Арктического совета в 2013 году и подключения к его работе пяти азиатских государств (Индии, Китая, Республики Корея, Сингапура и Японии) важную роль приобретает приобщение этих стран к «арктическому консенсусу», сформировавшемуся в последние годы  между странами региона.

Сформировавшийся до современного международного кризиса «арктический консенсус» проходит сегодня, в условиях кризиса, испытание на прочность. На фоне украинского кризиса вновь возобновилась дискуссия об опасности милитаризации Арктики. Западными странами приостановлено проведение совместных с Россией военно-морских учений. С 2014 года не проводятся встречи начальников генеральных штабов стран Арктического совета.

Изменилась тональность и усилилась риторика в обсуждении военно-политических вопросов. В оценке военных угроз в регионе наметился сдвиг в сторону их оценки через призму не столько намерений, сколько военных потенциалов, военной деятельности и планов военного строительства прибрежных государств. Все страны пристально следят сегодня за проводимыми в регионе военными учениями и военной деятельностью, просчитывая худшие сценарии. Масло в огонь дискуссии о гонке вооружений в регионе подливает то обстоятельство, что с началом украинского кризиса совпала активная фаза реализации масштабных планов модернизации военной инфраструктуры и расширения военного присутствия в российской Арктике. Масштабная проверка боевой готовности арктической группы войск России в составе боевых кораблей Северного флота, войск Западного военного округа и Воздушно-десантных войск состоялась в марте 2015 года. В ней было задействовано 38 тыс. военнослужащих, 3360 единиц военной техники, 41 боевой корабль, 15 подводных лодок, 110 самолетов и вертолетов.

Это дает повод, в том числе высокопоставленным военным стран Запада, учитывая их повышенное внимание к военным потенциалам, говорить о том, что Российская Федерация провоцирует гонку вооружений в Арктике.

Тем не менее на современном этапе руководство западных арктических стран приняло решение не драматизировать последствия российского военного строительства в регионе и не планирует изменение своих прежних планов военного строительства в Арктике. Этот район имеет периферийное значение для интересов большинства западных стран.

В этих условиях важное значение имеет проявление сдержанности в военном строительстве и деятельности в Арктике, согласование мер по восстановлению и укреплению доверия в военной области, которые снимут неоправданную подозрительность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1252
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3121
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2218
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1774

Другие новости