Четверть века тому назад изменилось не только наше государство – кардинально изменились общественные условия всей нашей жизни, включая и науку. Нынешний юбилей – хороший повод, чтобы оглянуться назад и попытаться оценить происшедшие в ней перемены. Одно из главных достижений современной отечественной науки, изучающей историю международных отношений, это идеологическая и методологическая раскрепощенность исследователей. Принимаемые ими на себя ограничения носят сугубо научный характер – актуальность и важность темы, прежде всего с точки зрения развития самой науки, решаемых ею задач, ее новизна, а также обеспеченность историческими источниками, то есть письменными и другими документами, из которых исследователь извлекает материал для анализа.
Большие перемены произошли в методологии историко-международных исследований. Явно сдал свои позиции некогда господствовавший в советской историографии классовый подход: сейчас большинство отечественных историков в своих исследованиях отводят классовым интересам и классовой борьбе именно то место, которого они заслуживают, – хоть и важного, но все же лишь одного из многих факторов международных отношений.
Вместе с тем получили распространение геополитический и системный подходы. Согласно первому из них, именно борьба крупнейших держав за господство, за стратегически важные территории или контроль над ними, за жизненно важные ресурсы и т.п. является движущей силой международных отношений и неиссякаемым источником международных противоречий. Согласно второму, на протяжении ряда минувших столетий столь же важным фактором развития, как противоречия, держав была и отчетливо сознаваемая ими в условиях относительного баланса сил на международной арене необходимость договариваться между собой о правилах взаимоотношений. Многие современные историки, не отдавая явного предпочтения ни одному из указанных выше подходов, по мере необходимости прибегают в своей исследовательской работе к тому, использование которого представляется более продуктивным.
По сравнению с недавним прошлым в отечественной исторической науке возникло много новых разделов и направлений соответственно различиям в предмете исследования. Очень радует, что на их пестром фоне история международных отношений не затерялась и, по всей видимости, сохранила статус одной из главных, приоритетных областей исследовательской деятельности. Об этом свидетельствуют, в частности, многотомные, не имеющие аналогов издания «История внешней политики России (конец XV в. – 1917 г.)» и «Международные отношения на Балканах», вышедшие в свет на рубеже столетий. Современные отечественные историки, как и их предшественники, предпочтение отдают классической дипломатической истории. Вместе с тем появляется все больше научных работ, посвященных международным отношениям по линии не только дипломатических, но и других государственных ведомств – военных и военно-морских, финансовых и т.п. Впервые после долгого перерыва у нас опубликованы работы, посвященные межцерковным и международным государственно-церковным отношениям. Активно изучается история многообразных связей России с зарубежными странами периода революции 1917 года и Гражданской войны, в том числе и международная деятельность белых, антисоветских правительств, долгое время являвшаяся в нашей литературе белым пятном. В последние годы появилось большое количество работ, посвященных малоизученным аспектам истории международных отношений периода Первой и Второй мировых войн. В связи с этим можно упомянуть такие известные труды, как четырехтомник «Мировые войны ХХ века» и продолжающееся издание «Великая Победа», вышедшее к настоящему времени уже в 15 томах. И конечно, оптимизм вселяет то, что к истории международных отношений в настоящее время проявляют большой интерес молодые исследователи, о чем можно судить по количеству и разнообразию тематики защищаемых диссертаций, публикаций в печати и в сетевых изданиях.