«Вива Америка!» Фото Reurers
С победой на президентских выборах в США кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа не может быть оставлено без внимания будущее процесса нормализации американо-кубинских отношений, который был инициирован нынешним президентом США Бараком Обамой 17 октября 2014 года. Отказ от политики санкций, которая за 50 с лишним лет доказала свою несостоятельность, в пользу диалога и сотрудничества с Республикой Куба был, помимо прочего, обусловлен стремлением Обамы завершить свое президентство крупным внешнеполитическим успехом и войти в историю как президент, открывший новую страницу в американо-кубинских отношениях и «вдохнувший жизнь» в межамериканский диалог.
Американо-кубинское сближение действительно можно отнести к числу основных внешнеполитических достижений Обамы. За почти два года нынешней администрации удалось достичь серьезного прогресса по целому ряду направлений.
Были восстановлены дипломатические отношения между США и Кубой и открыты соответствующие посольства (с той лишь оговоркой, что Вашингтон до сих пор не назначил своего посла).
В мае 2015 года Куба была исключена из списка стран – спонсоров терроризма, а месяцем ранее США прекратили действие санкций в отношении 60 предприятий и частных лиц, занесенных в черный список за деловое сотрудничество с Кубой.
Была создана специальная правительственная комиссия, призванная сыграть ключевую роль в налаживании двустороннего взаимодействия. Результатом ее работы стали соглашения в области защиты окружающей среды, здравоохранения, медицинских исследований, сельского хозяйства, борьбы с наркоторговлей, в сфере туризма, гражданской авиации, прямых авиа-, сухопутных, почтовых сообщений и т.д.
На Кубу был разрешен въезд для 12 категорий граждан без получения на то предварительного разрешения у властей, в том числе для осуществления журналистской, религиозной, гуманитарной, профессиональной деятельности, участия в спортивных и культурных мероприятиях, а также в образовательных целях. Американские граждане получили возможность использовать на острове кредитные карты. Сначала им было позволено ввозить на территорию США кубинской продукции на сумму до 400 долл., а недавно данное ограничение было отменено вовсе. Лимит денежных переводов кубинцам (за исключением членов правительства и Компартии) был увеличен с 500 до 2000 долл. в квартал, банковским учреждениям было разрешено открывать корреспондентские счета, а телекоммуникационным компаниям экспортировать компьютерную технику и прочее оборудование.
В марте 2016 года состоялось не менее знаменательное событие: официальный визит Обамы на Кубу, первый за 88 лет визит действующего президента США на Остров свободы. Данная поездка, однако, носила скорее символический характер и к серьезному прорыву в двусторонних отношениях не привела.
До сих пор остаются нерешенными принципиальные для каждой из сторон вопросы. Речь идет о торгово-экономическом эмбарго против Кубы, о статусе территории американской военно-морской базы в кубинском Гуантанамо, а также об идеологических разногласиях, которые сводятся к проблеме отсутствия демократических свобод и ущемления прав человека на Кубе. На уступки по этим вопросам ни Вашингтон, ни Гавана пока не готовы.
Для кубинской стороны вопрос снятия американцами блокады с острова относится к числу первостепенных. Однако в данном случае президентские полномочия ограничены, и единственный орган, который может отменить эмбарго, – это конгресс США. В ближайшей перспективе, принимая во внимание, что конгресс полностью находится под контролем республиканцев, а также тот факт, что Трамп – противник политики налаживания отношений с Кубой, на снятие эмбарго лучше не надеяться.
Кроме того, в президентской директиве, изданной Обамой 14 октября 2016 года и направленной на укрепление процесса нормализации отношений с Кубой, совершенно однозначно отмечено, что США не намерены пересматривать статус-кво в отношении базы американских военно-морских сил в Гуантанамо, тогда как кубинские власти требуют возвращения нелегально оккупированной территории.
Не стоит также полагать, что, уходя от политики конфронтации с Кубой, США отказываются от своей главной цели – смены политического режима на острове. Новый курс означает не столько отказ от этой цели, сколько избрание иных методов и инструментов для ее достижения, что даст возможность США повлиять на грядущую «смену поколений» в Гаване в связи с уходом Кастро в 2018 году и позволит изменить режим «изнутри».
То есть о реальной нормализации отношений, несмотря на видимый прогресс, говорить преждевременно.