Александр Семенович в садах мудрости. Фото из семейного архива Шутова
Не всякому человеку известно, что во всем мире насчитывается что-то около 5 млн гуманистов. В России еще недавно их было примерно 500. А в городе Кирове – 32.
Правда, человек, который постоянно следит за динамикой развития гуманизма, такое название города не признает. Поэтому, когда он там жил, то всячески настаивал, чтобы город переименовали в Вятку. Оппоненты сопротивлялись, называя его чужаком и гуманистом. Насчет чужака Александр Семенович Шутов говорил следующее: «Я ведь по фамилии и корням – вятский. Родители мои из Вятской губернии. У какого-то помещика, рассказывала моя бабушка, был шут – молодой, может, не очень и смешной, но красивый. И в него влюбилась помещичья дочка. Папаша-помещик был против этакого мезальянса, но молодые сговорились и сбежали в Удмуртию. Отстроили там деревеньку. В деревне Ильнеш половина были Шутовы, а половина – Шустовы».
Ну, а насчет «гуманиста» – это была и есть чистая правда. Александр Семенович, можно сказать, гуманист профессиональный и идейный. В Вятке создал ячейку «Российского гуманистического общества», организовал газету «К новому гуманизму!». Надо сказать, что к этой идеологии его вела извилистая судьба.
В 1969 году окончил Нижне-Тагильский горно-металлургический техникум и стал работать электромонтером, затем был Уральский политехнический институт, Свердловская ВПШ и даже аспирантура Уральского госуниверситета, которую не окончил по идейным расхождениям с руководителем. Бросала Александра жизнь и в партийно-комсомольские органы. А когда работал преподавателем общественных наук в школе милиции, даже пришлось командовать взводом в горячей точке.
Такова дорога подполковника в отставке Шутова к избранной уже навсегда философии: «Наша цель – развитие нового гуманизма, патриотического, с российской национально-исторической особенностью и вятской особинкой, особинкой Удмуртии для гуманной России».
Что-то платоновское звучит в этом манифесте.
Мечтает Шутов о времени превращения нового гуманизма в политическую реальность страны. Через создание партии «Гуманная Россия» уже организовал инициативную группу по формированию партии (70 участников из 23 субъектов РФ).
Основная трудность – в преодолении стереотипов прошлого в сознании людей.
По Шутову, есть три влиятельные политические силы, мешающие победе гуманизма:
– православно-монархические националистические силы, зовущие страну в феодальное прошлое;
– либерально-демократические прозападные проповедники, воспевающие капиталистическое жизнеустройство;
– прокоммунистические ленинско-сталинские силы, проталкивающие тоталитаризм советской поры.
«Что объединяет при всех отличиях эти три силы? Их реакционная устремленность к прошлому...Что можем противопоставить этим трем реакционным силам мы, российские гуманисты? Нашу веру в гуманистическое будущее России, наше научное понимание истории, нашу волю и разум, нашу человечность и готовность к действиям на благо человечества.
Наши идейные противники – не классовые враги, а обычные заблуждающиеся люди с их ностальгией по прошлому, где «было много хорошего», как они говорят. Их надо просвещать и учить, раскрывать им историческую правду и гуманистическое мировоззрение. Путь к этой цели долог и труден, на нем таится множество препятствий и опасностей, драм и трагедий. Но это путь в Будущее, и другого пути у человечества нет».
С этой же убежденностью в своей правоте Шутов полемизирует с некоторыми коллегами из Российского гуманистического общества и, конечно же, с пользователями социальных сетей.
«Эх, сколько проблем сразу вы подняли, Александр! Даже не знаешь, с какой начать, – пишет ему некто Макс Железный, явный антикапиталист и антизападник. – Внедренная гарвардскими людоедами «рыночная экономика» – то же самое первобытное право сильного, только вместо физической силы – размер капитала. Естественное следствие – возврат к пещерному уровню морали и нравственности…»
При любых идеях, даже гуманистических, необходимо укреплять и развивать государственную власть, тем более в такой большой стране, как наша. На одних идеях далеко не уедешь. Например, Нестор Махно, создавая свою анархическую республику, вынужден был очень скоро засунуть труды Прудона и Кропоткина в сундук и создавать хоть примитивное, но самое обыкновенное государство с армией, контрразведкой, наместниками в селах и уездах и т.д. Продержался бы подольше – появились бы у него и почта, и университет, и прочие необходимые в любом организованном обществе структуры. Идеологию гуманизма можно сделать более понятной людям и популярной в народе только через конкретные полезные для людей мероприятия. Отвлеченными идеями народ сыт по горло и в их проповедниках подозревает очередных паразитов-угнетателей».
Замечание Макса Железного насчет практических дел вполне резонно. Но Александр Семенович считается прежде всего автором нового гуманизма.
Он гордится тем, что его идейным наставником стал Рой Медведев – писатель, историк, когда-то депутат Верховного Совета СССР и один из руководителей Социалистической партии трудящихся. Медведев поддержал работу Шутова «Гуманистическая альтернатива России».
А вот с главой Российского гуманистического общества Валерием Кувакиным Шутов состоит в непростой полемике: «Уважаемый Валерий Александрович!.. Выступая на словах против монополии других на гуманизм, на деле Вы сами его монополизируете, навязывая всем свою зауженную либерализированную точку зрения. Для Вашего гуманизма гуманисты – «свободные люди», для нашего гуманизма главное в человеке – это творческая личность».
Затем Шутов спрашивает профессора Кувакина, почему тот не поддержал его с жалобой в Конституционный суд на «клерикализацию нашего светского государства».
Возможно, Кувакин ответит, что его гуманисты – «свободные люди», поэтому кого хотят, того и поддерживают. Александр Семенович задумается, потому что гуманисты, по Шутову, отличаются «мирным духом» от других «воспитателей» человечества.
Чудна и интересна жизнь гуманиста в глубинке.