0
3047
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

26.01.2016 00:01:05

Коммунальная симфония

Сергей Воропаев

Об авторе: Сергей Петрович Воропаев – кандидат философских наук, политолог.

Тэги: экономика, собственность, жилье, коржавых


Кулинарный конкурс на коммунальной кухне. Такое в телешоу не возьмут.	Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Кулинарный конкурс на коммунальной кухне. Такое в телешоу не возьмут.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

В конце прошлого года эту историю рассказали СМИ. Николай Коржавых, пенсионер из Дудинки, поджег здание местной мэрии. Во время пожара погибли четыре человека. Толчком к преступлению стал пресловутый квартирный вопрос.

 Фактически семья Коржавых жила в здании, именуемом многоквартирным домом. Но если вникнуть в ситуацию, то жила она там в коридоре, на отгороженной площади в 30 кв. м, без «права социального найма» и без минимальных необходимых удобств. 

Помещение считалось общим имуществом собственников дома. Поэтому Николай Коржавых ни арендатором, ни владельцем этого экзотического поселения-коридора стать не мог. И вообще его мечтой было добиться права социального найма и получить две разделенные площади, чтобы семья дочери могла жить отдельно. 

Коржавых этого так настойчиво добивался, что заимел в госучреждениях Дудинки репутацию сутяжника и скандалиста,  пытающегося с помощью жалоб и судебных исков получить жилье более удобное, чем те варианты, что предлагали ему чиновники. 

Так или иначе, но прожили они за этой «выгородкой» 22 года. И когда, наконец, опять же через суд, стал решаться вопрос о внеочередном получении права социального найма жилья, возник неожиданный юридический нонсенс. Для переселения Николаю Коржавых и семье его дочери нужно было лишь официальное признание коридорного жилья «помещением, не пригодным для проживания». 

А его признали просто «нежилым»! 

Что, по мнению суда, в юридическом смысле представляло серьезную  разницу. Возможно, Николай расстроился из-за того, что за все годы  проживания такого различия не обнаружил, а может, наоборот – тщетно пытался доказать, что не может понять, шутит судья или это ему в мэрии такое решение подсказали. Многолетние прения закончились тем, что Коржавых взял в руки канистру с бензином...

Оправдания такому страшному шагу найти невозможно. Но вместе в тем этот пожар высветил ту систему отношений собственности, что уходит  корнями в феномен коммунального социализма. 

Это вам не Рио-де-Жанейро

Такой социализм превосходно описан Ильей Ильфом и Евгением Петровым в образе «Вороньей слободки» из романа «Золотой теленок», населенной, казалось бы, комическими персонажами. На самом деле мы смеемся над людьми, чье сознание искалечено совместным проживанием в вынужденных условиях, созданных не просто бедностью, но еще и великой идеей «социалистического коллективизма», который должен был найти в трудностях и лишениях некие ценностные преимущества. 

В советское время считалось, что знаменитые романы двух сатириков – это высмеивание мелкобуржуазных нравов, мещанства, остатков дворянства и прочее. Но как всякая настоящая литература, эти книги не могли не обнажить тех явлений, от которых нельзя отвернуться.

У Ильфа с Петровым было явно неоднозначное отношение к феноменам общежития и коллективизма.  

В «Золотом теленке» есть глава о том, как Остап Бендер с Кисой Воробьяниновым посетили дом, который великий комбинатор представил как «общежитие имени монаха Бертольда Шварца». На самом деле студенческое общежитие носило имя Семашко, а средневековый монах был алхимиком, строил вечный двигатель и первым в Европе изобрел порох. А звали его Константин Анклитцен. Остапу этот образ не понравиться не мог. 

Но от того, что общежитие носило имя знаменитого врача, оно демонстрировало явное нездоровье бытия и привычную для такого бытия деградацию. Студентов в нем почти не было. А те, кто их разными способами заменил, скорее всего въехали сюда на ПМЖ и являли собой  «нечто среднее между жилтовариществом и феодальным поселком». 

«Ты дома, Коля?» – тихо спросил Остап, остановившись у центральной двери. В ответ на это во всех пяти пеналах завозились и загалдели. «Дома», – ответили за дверью. «Опять к этому дураку гости спозаранку пришли!» – зашептал женский голос из крайнего пенала слева. «Да дайте же человеку поспать!» – буркнул пенал № 2. В третьем пенале радостно зашипели: «К Кольке из милиции пришли. За вчерашнее стекло». В пятом пенале молчали. Там ржал примус и целовались».

Невольно задумаешься, что это – поздний феодализм или ранний социализм? 

В раннем социализме Остапу Бендеру жилось плохо. Опять же в советской трактовке романа перед читателем представал не лишенный талантов и обаяния мошенник, неунывающий и остроумный. Но все равно отщепенец, пытающийся «сравнительно честным путем» отнимать у трудящихся членов общества их честно заработанные деньги.

Но, как ни странно, еще в глубоко советское время (1968) вышел на экраны фильм Михаила Швейцера «Золотой теленок», где главную роль сыграл Сергей Юрский. И мы увидели совершенно иного Бендера. 

Перед нами предстал талантливый остроумный «великий комбинатор», у которого не было в запасе только одной комбинации – он не мог влиться в единую армию строителей социализма. Наверное, он обидел симпатичную ему комсомолку Зосю, обедающую в столовой «Общепита», когда заметил, что «в этом борще плавают обломки кораблекрушения». 

Не помню, все ли из того, что я процитирую, звучало в фильме, но Ильф и Петров снабдили героя доказательствами наличия у него позитивного критического мышления. Взять хотя бы этот набор максим:  

«Заграница – это миф о загробной жизни. Кто туда попадет, тот не возвращается».

«У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм».

«Раз вы живете в советской стране, то и сны у вас должны быть советские».

«Не сомневайтесь, как только советской власти не станет, вам сразу станет как-то легче. Вот увидите!»

Герой Юрского не был весел, когда ехал с комсомольцами на великую стройку. Он даже миллион от бухгалтера Корейко принимал не с радостью, а с какой-то необъяснимой задумчивостью. И когда в финале фильма его «винтили» румынские пограничники и он что-то кричал, то становилось понятно: такого Бендера и Рио-де-Жанейро не утешит. Сергеем Юрским нам была представлена хроническая для России драма лишнего человека, яркой личности, не вписавшейся, как бы сегодня сказали, в актуальный тренд. 

Да и мог ли он вписаться с такими мыслями и чувствами?

Роман вышел в 1931 году. Нельзя сказать, что его слава сделала легкой его судьбу. В 1949–1956 годах печать «Золотого теленка» была запрещена. Подвергался роман и цензуре. Мы только сегодня можем оценить пророческую для начала 30-х годов фразу, что была изъята из произведения: «Дело его затерялось, и молодой человек был выпущен только потому, что никто не знал, в чем он обвиняется».

Зато остался в тексте, по сути, моральный приговор герою: «Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями». Это о пропаганде строительства нового общества с помощью автопробегов во славу социализма.

Но это вовсе не значит, что идеи обобществления и социального равенства так просты, наивны и уязвимы. Если бы все было так, то какой великой, советской, могучей державой было бы гордиться нескольким поколениям миллионов людей?  

Недаром этот исторический успех признавали непримиримые противники советского строя. 

«Идея социализма в одно и то же время грандиозна и проста… В самом деле, можно сказать, что это одно из самых честолюбивых порождений человеческого духа… Она столь великолепна, столь дерзка, что правомерно вызвала величайшее восхищение. Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону, мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства». 

Так говорил Людвиг фон Мизес, экономист, философ, один из основателей философии либертарианства и последовательный критик социализма. Он считал, что успех продвижения социалистической теории во многом развивался потому, что Маркс и Энгельс никогда не хотели спорить с оппонентами, выдвигать в защиту своей теории какие-либо серьезные аргументы. Они предпочитали критиков оскорблять, высмеивать и даже порочить. И такая методология защиты прижилась у сторонников марксизма на все последующие времена. Их стиль полемики – никогда не отвечать на аргументы оппонента, а сразу переходить на его личность. 

Тем самым, полагал Людвиг фон Мизес, марксизм наложил табу на подробное обсуждение экономических и социальных условий существования и развития социалистического общества. Всестороннее обсуждение сущности социализма могло погасить энтузиазм масс, которые искали спасения от всех земных бед.

А бед, трудностей, трагедий и потерь, если говорить о нашей стране, было неизмеримо много. Социальное равенство оказалось неисполнимой мечтой бедных и головной болью советской власти. Поэтому социальное выравнивание пошло по пути, проложенному 1917 годом и Гражданской войной. 

Отсюда разделение крестьянства на бедняков, середняков и кулаков, раскулачивание и коллективизация, индустриализация и все прочее, где требуется человек не как собственник, ощущающий свою свободу, а друдовая единица, частица управляемой массы.

Такой проект требовал постоянного управления. С одной стороны, производственного, технологического. Но с другой – идейного пропагандистского. В этой концепции нужно было все время разъяснять преимущества  общего над частным, коллектива – над личностью, добра – над злом. И все лучшее отводилось нам. А так как капиталистическое общество загнивающее, буквально ползущее к своему историческому финишу, то нужно было показать, что нет у него никакой исторической цели. 

А вот внутри советского общества разговор о цели был крайне необходимым инструментом поддержания политического и социального оптимизма. Идеология все время фиксировала некую временность любого социального, экономического, исторического состояния жизни. Пропаганда не уставала напоминать, что это пока лишь движение к цели, которая стоит любых жертв, невероятных, сплоченности и веры в то, что мы идем по лучшему в мире пути.

Причем двигаться к цели полагалось налегке. Лучше всего с рюкзаком для личного имущества. Частная собственность, как было объяснено идущим, только отягощает, замедляет движение, вызывает неприятное для общего дела стремление покинуть строй и прилечь на обочине.

Если же из какой-то колонны звучало хилое интеллигентское сомнение вроде: «А вот Джон Локк говорил, что без собственности нет справедливости» – ему тут же на первый раз посылалось разъяснение о тупиковости буржуазного сознания.  

Коммунизм против инстинкта территории

Американец Ричард Пайпс в советские времена определялся нашими пропагандистами как заклятый антисоветчик. С наступлением свободной и суверенной России патриотическая общественность стала держать его за ярого русофоба. Сказать ему это в глаза – дело нетрудное. Потому что один из самых известных специалистов по русской истории на Западе, профессор Гарварда Ричард Пайпс к нам по-прежнему приезжает весьма часто.

Весной 2014 года он снова приехал в Москву, где на традиционной международной научной конференции «Модернизация экономики и общества», проходившей в Высшей школе экономики, прочел лекцию «Право собственности как основа свободы человека».

Начал он свое серьезное выступление с любимой шутки, рожденной жизнью: «В 1960-х годах, если бы вы обратились к американским словарям, то вместо слова «собственность» (property), которое должно было идти в алфавитном порядке за «прогрессом» (progress) и «запретом» (prohibition), вы бы увидели слово «проституция» (prostitution)».

Со времени становления США в качестве независимого государства идея собственности была самоочевидной и не нуждалась в толковании и разъяснении. Она была абсолютно естественной. «Это мое» – выражение, очень распространенное среди детей», – напомнил Пайпс. Животные, как и дети, также обладают врожденным инстинктом территории, который толкает их на защиту места своего обитания, чтобы обеспечить выживание. Таким образом, США всегда рассматривали право частной собственности в качестве выражения естественного распорядка вещей, присущего природе. 

В России, как считает ученый, все было иначе. Исторически право собственности имела лишь правящая прослойка. Так в Российской империи сложился патримониальный режим, где право управлять и право владеть принадлежали монархии. Только в 1795 году дворяне получили право собственности на землю. 

В период СССР ситуация была идентичной: право управления и право собственности фактически находились в руках руководящей верхушки. Развитие полноценного права частной собственности началось в России лишь в 1990-х годах ХХ века.

Слишком короткой историей права собственности в России объясняет Пайпс отношение наших граждан к этому важнейшему институту развития. «Сегодня только четверть россиян считают, что собственность священна. В Америке такой ответ дали бы около 90% населения».

Чтобы достичь американского священного отношения к собственности, по мнению Пайпса, россиянам надо почувствовать себя свободными от государства. Но эти чувства никогда не придут, если у людей нет права владеть, пользоваться и распоряжаться базовыми материальными благами. «В Америке, в отличие от России, мы рассматриваем государство в качестве зависимого от граждан, а не наоборот», – не без гордости отметил американский русист.

Оспорить это трудно. И не только потому, что в России власть не привыкла кому-либо передавать свою традиционно жесткую вертикаль. А еще и оттого, что преобладающая часть нашего общества признает патернализм крайне полезным методом управления, хорошей моделью взаимодействия народа и заботливого государства.

Между нацией и корпорацией

В своих выступлениях и работах, касающихся отношений частной собственности и свободы, Пайпс не обходит европейских особенностей этой темы. И, как правило, обращается прежде к опыту фашистской Италии и нацистской Германии. По его мнению, эти режимы разрешали частную собственность, точнее, мирились с ее существованием. 

Однако это была собственность в особом и ограниченном смысле слова – не та бесспорная собственность, которую утверждали римское право и Европа XIX века. Фашисты и национал-социалисты утвердили скорее условное владение, дающее высшей власти право вмешательства и даже конфискации имущества в случае, если сочтет, что владельцы неправильно пользуются. 

Италия времен Муссолини и гитлеровская Германия вначале равнялись на «государственный социализм», который, захватив власть, попытался выстраивать Ленин. Это он надеялся на то, что частные предприятия будут работать на государство. Но у него это не получилось из-за давления «леваков». 

А вот в Италии и Германии такая система заработала, и неплохо, потому что корпорации проявили высокую готовность к любому контролю и регулированию, если будут сохраняться их прибыли.

Что касается фашистской Италии, то экспансивный Бенито Муссолини вначале был радикалом-социалистом и выступал против участия Италии в войне. Но, потрясенный зрелищами патриотического безумия, охватившего Европу летом 1914 года, понял, что национализм представляет собой силу, перед которой классовая солидарность – просто детская забава.

В ноябре 1914 года, изумив соратников по партии тем, что поддержал участие Италии в войне, он сам записался в армию. После этого он был исключен из рядов социалистов, хотя продолжал считать себя таковым до середины 1919 года. Затем, так и не вернув расположение прежних соратников, основал фашистскую партию.

Муссолини признавал принцип частной собственности, но считал его не священным правом, а привилегией, которую дает государство. Отсюда его жесткое отношение к частным предприятиям. В 1920-е годы он вмешивался в дела рынка, регулировал уровни прибылей и принуждал коммерческие фирмы признавать профсоюзы своими равными партнерами. Иногда фашистская власть шла на то, чтобы заменять руководство частных корпораций. 

Весной 1934 года Муссолини сообщил палате депутатов, что три четверти промышленности и сельского хозяйства Италии находятся в руках государства. И тут же объявил, что созданы условия, позволяющие ему, когда он сочтет нужным, ввести в стране одно из двух – либо «государственный капитализм», либо «государственный социализм».

«Кровь и почва»

Учитывая, что для нацистов идеалом была этническая общность и высшей ценностью – национальность (или раса), не приходится удивляться  отказу Гитлера признавать какие-либо основные права человека, включая и право частной собственности. 

Добравшись до руля управления Германией, нацисты в течение месяца приостановили действие конституционных гарантий неприкосновенности частной собственности. Уважение собственности могло сохраниться лишь до тех пор, пока собственник пользовался ею во благо народа и государства. Один нацистский теоретик заявил, что собственность перестала быть частным делом и с этой поры может существовать в качестве некой льготы – за «правильное» использование, к примеру, той же земли ее обладателем. 

За два года до этого нововведения в беседе с неким издателем «не для печати» фюрер выдал такую идею: «Я хочу, чтобы каждый сохранял приобретенную им для себя собственность, следуя принципу «общее благо выше личного интереса». Но контроль должен быть в руках государства, и всякий собственник должен сознавать себя агентом государства… Третий рейх всегда будет сохранять за собой право контролировать собственников». 

При этом фюрер требовал не только контролировать, но и  «ограничивать либо экспроприировать собственность по своему усмотрению в тех случаях, когда такие ограничения или экспроприации отвечают задачам общества».

Первыми пострадавшими от такой политики стали евреи: их имущество безжалостно изымалось до полного обнищания бывших владельцев. После лишения собственности их стали выдворять из страны или направлять на уничтожение.

С законом, принятым в 1934 году, пришла очередь разобраться с собственностью коммунистов. А вот предприниматели-«арийцы» не пострадали. Потому что откликнулись на призыв Гитлера помогать перевооружению Германии.

Так становится ясно, почему нацисты никогда не испытывали потребности в национализации своей экономики. Хотя сельское хозяйство в Германии было в упадке, оно высоко ценилось как символ мистического поклонения земле и культа древних германских племен. Знаменитое «кровь и почва» в нацистском толковании есть мистическая связь национального происхождения (крови) и родной земли (почвы), дающей нации силы не только для пропитания, но и для завоевания и расчистки территорий исключительно для чистокровных немцев.

Декретом 1937 года устанавливалось, что у неэффективного крестьянина, не исполняющего определенных указаний государства, земля могла быть изъята для «общинного» пользования. Кроме этого, правительство определяло, какие культуры крестьянину нужно выращивать и сколько  урожая отдать родине.

Но в целом такие отношения владельцев частной собственности и власти не помешали резкому ограничению экономических свобод в стране. Равняясь на идеал корпоративного государства Муссолини, национал-социалистическая власть Германии вторгалась в экономическую жизнь на всех уровнях: управляла ценами, регулировала зарплату, доходы и капиталовложения, сжимала конкуренцию и выступала судьей в трудовых спорах. Все это оправдывала подготовка к агрессивной войне – ближайшей цели Гитлера.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1903
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3921
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2956
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2421

Другие новости