Любая власть имеет свой образ. Фото Reuters |
Сегодня, когда человечество почувствовало тотальную опасность, исходящую от фанатического религиозного экстремизма, и террористические атаки последних лет эти страхи только усилили, ученый мир стал чаще обращаться к природе религиозности, чтобы выяснить, какие внутренние механизмы приводят некоторых людей к идеологии ненависти и насколько рациональны при этом их последующие убеждения и конкретные действия.
В одном из таких исследований, результаты которого были представлены в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience, например, рассказывается, как люди проходили тесты, направленные на выявление степени их религиозности и отношения к иммигрантам. После тестирования к испытуемым применяли так называемую транскраниальную стимуляцию – воздействовали на головной мозг короткими магнитными импульсами. Для этого был выбран отдел префронтальной коры головного мозга, отвечающий за определение проблемы и поиск ее решения.
Затем участникам опыта предлагалось вновь высказать свое мнение о Боге и о мигрантах, причем перед этим людей просили подумать о смерти. Как считают психологи, подобные мысли повышают степень религиозности. Затем их попросили прочитать написанные иммигрантами тексты, в которых авторы излагали негативное или позитивное мнение о новой стране проживания.
Выяснилось, что, несмотря на внешние стимулы, магнитная стимуляция почти на 33% снизила уровень религиозности испытуемых и на 28% улучшила их отношение к иммигрантам.
Вывод ученых: религиозность и неприятие граждан другой страны являются своеобразным ответом мозга на угрозу. В первом случае эта угроза – страх смерти. Во втором – боязнь носителей иной культуры и тесных контактов с ними.
Страх смерти и образа «чужого» подтверждает и другое исследование. О нем со ссылкой на принятую к публикации в журнале Journal of Religion and Health статью рассказывается на сайте Корнелльского университета. Авторы, опросившие свыше тысячи ветеранов Второй мировой войны, установили, что среди вернувшихся с фронта оказалось меньше атеистов, чем среди тех, кто не воевал. Причем максимальный процент верующих социологи обнаружили среди тех ветеранов, которые после войны жили еще долго.
При этом ветераны, оценивающие свой военный период положительно, менее религиозны, чем те, у кого война вызывает плохие воспоминания.
И дело здесь не только, войне. Землетрясение на Южном острове в 2012 году увеличило число людей, обратившихся к христианству, в то время как в целом по стране за последние годы относительная доля верующих неуклонно снижается.
Немногие знают, что самой религиозной страной мира является Таиланд. Согласно социологическому опросу WIN/Gallup International, 94% респондентов жителей Таиланда назвали себя верующими.
В России, где опрос в рамках проекта проводил ВЦИОМ, верующими себя назвали 70% опрошенных (неверующих – 18%, атеистов – 5%), в США – 56%, в Мексике – 68%, в Турции – 78%, в Казахстане – 64%, в Индии – 76%, в Малайзии – 72%.
Что до религиозности европейских стран, то в Италии – 74% верующих, Украине – 73%, Румынии – 77%, Сербии – 72%, Греции – 71%, Португалии – 60%, Финляндии – 56%, Болгарии – 52%, Исландии – 51%, Ирландии – 45%, Бельгии – 44%, Дании – 42%.
В пятерку наименее религиозных стран попали Китай (7% респондентов считают себя верующими), Япония (13%), Швеция (19%), Чехия (23%) и Нидерланды (26%), пишет Telegraph со ссылкой на опрос WIN/Gallup International.
В то же время ВЦИОМ, проводивший свое исследование, утверждает, с 2007 по 2015 год доля россиян, выступающих за сохранение конституционной нормы о светском государстве, заметно выросла: с 54 до 64%. Каждый десятый полагает, что стране все же нужна определенная религиозная составляющая (в 2007-м таковых было 17%). Восстановление государственной религии на законодательном уровне поддерживают по-прежнему около 10% опрошенных.