0
3948
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

24.11.2015 00:01:00

Банк милостью Божьей

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси – итальянский журналист.

Тэги: италия, ватикан, история, латеранский договор, христианство, католическая церковь, муссолини, фашизм, банк ватикана, финансы


италия, ватикан, история, латеранский договор, христианство, католическая церковь, муссолини, фашизм, банк ватикана, финансы Герой Мастроянни был ревнив, но отходчив. Кадр из фильма «Развод по-итальянски». 1961

Сегодня в Италии редко кто вспоминает день 29 июня, дату, которая проливает свет на жизнь и деятельность организации, занимающей одно из главных мест в разделении и распределении богатств мира. Речь идет о дне рождения государства Ватикан.

Это событие должно напоминать о том, что на самом деле может и должна делать так называемая мирская, или временная, власть Церквей в эпоху, когда общество признает и превозносит роль государства как гаранта достойной жизни граждан. Последние в большинстве своем предполагают, что активная финансовая деятельность – это не удел людей в рясах.

Вернемся к названной и подзабытой дате. Она означает, что Ватикан, вопреки распространенному мнению, не такое уж очень древнее образование на географической карте Европы и Италии. Название, конечно, сугубо римское и восходит к какому-то долатинскому, но связанному с латинским языком слову vaticinium, то есть «гадание». Это слово связано с одним из знаменитых «семи холмов», испокон веков окружавших будущую итальянскую столицу. На этом холме специально обученные жрецы (так называемые авгуры) наблюдали за полетом птиц, выполняя свои таинственные обряды. Но такие занятия – дела давно минувших дней.

В своем нынешнем виде Ватикан возник лишь после Первой мировой войны в соответствии с Латеранским соглашением, подписанным 11 февраля 1929 года Итальянским королевством и Святым престолом. Фактически документ был завизирован в Латеранском апостольском дворце кардиналом Пьетро Гаспарри и премьер-министром Италии, диктатором Бенито Муссолини. В мае договор ратифицировал фашистский парламент.

Начиная с 1870 года папы управляли Римом и прилегающей к городу областью Романья. Святой престол активно противодействовал объединению Италии, завершившемуся в 1861 году под руководством премьер-министра Пьемонта Камилло Бенсо ди Кавура и революционера Джузеппе Гарибальди и под присмотром короля Виктора Эмануила Второго. Между прочим, в 1861 году итальянские войска вступили в Рим именно во время одного из заседаний Первого Ватиканского собора, созванного по инициативе папы Пия IX. После поражения папы отношения между Церковью и светской властью оставались натянутыми, в том числе и потому, что папство предъявляло итальянскому государству финансовые претензии за утраченные владения. Этот диспут привел к разобщению итальянского общества. В частности, возникло противоречие между религиозными и национальными чувствами итальянцев.

После заключения Латеранского договора, который должен был ознаменовать собой «примирение» между государством и Католической церковью, обе стороны стали предпринимать попытки вмешиваться во внутренние дела друг друга. Эти попытки, с одной стороны, включали действия Церкви по навязыванию государству христианства в качестве основной официальной доктрины. А с другой – встречные усилия государства, навязывавшего Церкви элементы своей идеологии, сочетающей старые национализм, антисемитизм, империализм и т.п.

Муссолини, как любой диктатор, стремился прежде всего сплотить нацию. Причем в отличие от Гитлера и Сталина на базе не какой-то новой идеологии вроде фашизма или расизма, а консервативных ценностей, переиначенных в условиях диктатуры. Фашистское государство и Католическая церковь должны были бы пойти на взаимные уступки. Но содержание Латеранских соглашений недвусмысленно указывает, что на уступки в основном пошло государство.

Святой престол лишь признал реалии, сложившиеся давно, и отказался от притязаний, потерявших практический смысл. Насколько сохранение запретительного режима в бракоразводных делах противоречило духу времени, показали участившиеся случаи убийств на почве ревности.

Поучительная история изображается в оскароносном фильме 1961 года «Развод по-итальянски» с участием Марчелло Мастроянни. Взамен католицизм приобрел официальный статус государственной религии в Италии, финансовую поддержку правительства и право на особую роль в системе образования.

Более того, папы получили отдельное суверенное государство, пусть самое маленькое в мире, занимающее лишь несколько кварталов, которые нетрудно обойти пешком. Переломный пункт в истории Италии наступил в 1945 году с окончанием войны и падением фашизма. В 1948 году состоялись первые свободные выборы послевоенного времени. Новообразованная Христианско-демократическая партия под руководством Альчиде Дегаспери и других частично вернувшихся из антифашистской эмиграции политиков получила абсолютное большинство голосов и сформировала первое полноправное демократическое правительство.

На втором месте, как первая партия оппозиции, оказался «Народный фронт» – коалиция из коммунистов и социалистов. С тех пор итальянская политика оказалась в цепкой хватке Католической церкви, с которой Христианско-демократическая партия была тесно связана. Все правящие лидеры того времени были вхожи в Ватикан и ни шагу не делали без одобрения папы Пия XII, который в том же 1948 году совершил акт формального отлучения коммунистов от Церкви. Следует вспомнить, что в 1948 году, когда на учредительном собрании обсуждался вопрос о целесообразности включения Латеранских договоров в новую Конституцию, Коммунистическая партия неожиданно поддержала правительство. Этот шаг в значительной степени способствовал установлению «цивилизованных» отношений между демократами и коммунистами.

Между тем Латеранский договор, санкционировавший независимость Ватикана, действует и поныне. В 1969 году парламент Италии, вопреки его 34-й статье, но в соответствии с требованиями современности и с практикой всех стран мира, разрешил разводы. Соответствующий закон был официально введен в действие 1 декабря 1970 года, после парламентского заседания, продолжавшегося свыше 18 часов, и получил название закона Базлини–Фортуны, по имени обоих парламентариев-разработчиков, одного либерала и одного социалиста, значит – двух представителей оппозиции.

Четыре года спустя, в мае 1974 года, 87% итальянцев участвовали в референдуме, на котором 59,30% проголосовали за отмену закона о разводе, а 40,7% – за введение разводов. Следовательно, закон Базлини–Фортуны был подтвержден и развод вступил в свои законные права.

А как отреагировала Католическая церковь?

Папа Павел VI, выступая в воскресенье, 12 мая, в полдень из окна Апостольского дворца в Ватикане для чтения молитвы «Царица небесная», призвал итальянцев «серьезно задуматься над одной из самых ответственных задач для верующих и для граждан в отношении добра семьи». Иными словами, хотя и в смягченной форме, понтифик напомнил, что развод остается тяжелым грехом и делом, оправдывающим вмешательство Ватикана в дела Италии, даже если он не противоречит гражданскому закону.

Дополнения 1984 года к Договору, введенные при тогдашнем премьере-социалисте Беттино Кракси, касались денежных нюансов: Церковь теперь не получает субсидий от правительства, но граждане продолжают платить на ее содержание специальный налог «otto per mille» (то есть «восемь промилле» от уплаченных налогов). Кроме того, 26 мая 2014 года итальянский парламент ввел так называемый краткий развод – новый закон, позволяющий упростить и ускорить процедуры по расторжению брака. И этот проект сначала вызвал отрицательную реакцию Ватикана, еще раз пытавшегося влиять на итальянскую политику в своих интересах. Но законопроект был принят палатой депутатов 398 голосами «за» при 28 голосах «против» и 6 воздержавшихся.

Наиболее ощутимое поражение в том избирательном состязании постигло секретаря ХДП Аминторе Фанфани, который изо всех сил боролся за референдум, то есть за исключение развода из итальянского законодательства якобы за его угрозу здоровью семьи.

Постепенно пошли на убыль поползновения Католической церкви стать конечной инстанцией по решению политических и социальных вопросов. Случай с разводом в 1960 и 1970 годах был последним в истории страны, когда Церковь массированно попыталась влиять извне на политику государства и правительства.

А теперь давайте обратимся к вопросу, который вызывает много нареканий в душах верующих, не только католических. Нет сомнений в том, что ничто больше не возмущает гражданина, чем вовлеченность Церкви в разные денежные махинации, особенно если они очевидно идут вразрез с интересами собственной родины. А все-таки это происходит, и даже часто.

Например, мало кто знает, что на юге Европы, в Риме, существует банк, который не следует ни одному обычному финансовому закону. У этого действительно своеобразного института есть свои собственные правила и традиции. Его сотрудников – по крайней мере так происходило до недавнего времени – могли допрашивать и как-то обременять правоохранительные органы и налоговые учреждения только после того, как добьются на это согласия длинной череды бюрократов.

Это в самом деле прекрасная возможность для тех, кто купается в миллионах и государству не хочет отдавать ни цента. Для определенных людей этот банк до недавнего времени был как сказочный «сезам, откройся!», и тот, кто ценою многих усилий получит в нем кредит, мог быть уверен, что эта информация будет скрыта не хуже, чем таинство у священника. В этом уникальном банке не говорят абсолютно ничего ни о клиентах, ни об их счетах, данные здесь не обрабатываются электронным способом. И ни при каких обстоятельствах банк не публикует отчеты. Официальное название банка звучит так: Istituto per le Opere di Religione (IOR) то есть «Институт религиозных дел». Но за рубежом он известен под более простым именем – Банк Ватикана.

Этот финансовый институт был основан в 1942 году, когда главой Римско-католической церкви был папа Римский Пий XII. Согласно уставу, он был создан для того, чтобы взимать плату и управлять ресурсами, принадлежащими религиозным агентствам. Институт религиозных дел дает возможность корпорациям, созданным для религиозных целей, инвестировать средства, привлеченные на их вклады, конфиденциально и без уплаты налогов. Он относится к числу банков, осуществляющих крупные инвестиции в банковское дело и в торговлю в Италии и во всем мире. В этих условиях, конечно, возможности IOR оказывать давление на итальянское государство практически не ограничены.

Да, во время правления папы Иоанна Павла II были проведены крупные реформы. В 1992 году директором банка был Джованни Боццо. Но в последние годы Институт был вовлечен в ряд скандалов, в частности, в сентябре 2010 года финансовая полиция Италии изъяла со счета банка Credito Artigiano 23 млн евро, принадлежавших самому институту, а также произвела арест директора института Этторе Готти Тедески вкупе с генеральным директором Паоло Чиприани. По обвинению в отмывании денег.

24 мая 2012 года прошел дирекционный совет Института религиозных дел, на котором был вынесен вотум недоверия директору банка профессору Готти Тедески. А 19 февраля 2014 года следствие сняло подозрения с Тедески и признало его большой вклад в очищение банка от незаконных методов работы.

Но под шумок журналисты Эмилиано Фиттипальди и Джанлуиджи Нуцци, авторы книг «Алчность» и «Via Crucis» соответственно, критикующие финансовую политику Ватикана, были взяты на прицел ватиканской прокуратурой – под предлогом «участия в незаконном распространении конфиденциальных документов и иной информации».

Таким образом, становится ясно, что единственным собственником Банка Ватикана является представитель святого Петра на земле – папа Римский. Это своего рода кладовая для всей Римско-католической церкви. Бесчисленные диоцезы, советы, церковные организации и фонды имеют здесь счета. Но клиенты банка – не только различные институты. Счета в этом банке для отмывания денег использует итальянская мафия.

Коррумпированные политики тоже пользуются услугами Банка Ватикана, когда они хотят быть уверены, что до их денег не доберется ни одно налоговое или финансовое учреждение. Тысячи сверхбогатых олигархов прячут свои миллионы в различных финансовых институтах в определенных странах, где они могут быть уверены в их сохранности. После недавних разоблачений многие сами явились с повинной, чтобы избежать преследований за налоговые преступления за пределами Италии.

Хотя Ватикан наконец и подписал с Евросоюзом договор, касающийся отмывания денег, этот документ не должен беспокоить владельцев капиталов сомнительного происхождения – политиков, экономистов и прочих клиентов. В договоре речь идет лишь о незначительных косметических мерах. Банк внутри церковного государства, по сути, юридически автономен. Что бы Ватикан ни подписывал из важных обязательств по отношению к ЕС, это в принципе остается просто официальной бумагой, потому что все, что делает Банк Ватикана, – это уже совершенно другой вопрос.

Выступления папы Бенедикта XVI и его преемника Франциска против отмывания денег достойны уважения. Но между тем Банк Ватикана ведет счета и таких фондов, которые на самом деле не существуют. Банк предоставляет их политикам, представляющим партии, в названиях которых есть слово «христианский». Среди них, например, и общественные деятели, которые старательно обличают граждан, незаконно укрывших за границей свои сбережения. У демократии в Италии есть несколько черных дыр, о которых обычные граждане ничего не знают. Банк Ватикана – одна из них, и невероятно эффективная.

Рим



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1442
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
907
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
649
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
897

Другие новости