Отважные пионеры рыночной экономики. Кадр из телесериала «Реальные пацаны»
Телесериалы – вещь простая, понятная и растянутая в длину дней, вечеров и ночей. Их смотрят люди разных возрастов и статусов, одни ежедневно и взахлеб, другие от случая к случаю. Но ясно одно: это самый популярный продукт телевидения. Оттого эта вещь показательная – позволяет сделать некий срез общества, основываясь на том, кто и что смотрит.
Наша действительность уже давно получила виртуальную копию. А значит, и собирать для разговора никого в реальности не надо. Кликнул пару раз, влез в социальную сеть, отыскал сообщество по нраву и сидишь как родной.
Вот я и сижу в одном из сообществ. Аудитория собралась пестрая: разные взгляды, уровни образования, профессии, широкая география. Общее одно – молодой возраст.
Поклонников российских сериалов не нашлось. Ни сразу, ни позднее. То, что наш кинематограф ругают все, кроме тех, кто на него работает, – вещь, в общем-то, широко известная. И если среди полнометражных картин нет-нет да и появится нечто стоящее, то про телесериалы, по мнению собравшихся, такого не скажешь. Их, кроме как конвейерным продуктом для домохозяек и безработных мужиков, никак в ходе беседы не называли. Никак – это, можно сказать, положительная оценка. А уж нелестных эпитетов отечественные многосерийки набрали на несколько критических статей вперед.
А как иначе? Ведь не снимают произведение, а штампуют. Причем слово «штамп» здесь имеет несколько смыслов.
Но начнем не с качества. Знаете, сколько российских сериалов и кинофильмов снималось для нашего телевидения в прошлом году? 770!
Для сравнения. В Советском Союзе все киностудии страны в год снимали примерно 200 картин. Самая плохая из них, уверен, была бы качественнее большинства сериалов. Мне кажется, нынешние мыльные оперы не смогли бы преодолеть ни один советский худсовет. И вовсе не по идеологическим придиркам. Если в сериалах о милицейской собаке лучше всех играет сам Мухтар, то о чем мы говорим!
Воспитанная девушка даже в присутствии
телевизора зевает культурно. Фото Fotolia/PhotoXPress.ru |
Большая часть из них – это мелодрамы (35%, по данным KVG Research). То, что считается детективами, занимает долю в 26% от снимаемых сериалов. Бесконечные в своей нумерации повести о жизни ментов с неиссякаемыми перестрелками и побоями в каждой серии, словно это добавляет картине правдоподобности или способно завораживать. Кстати, представители спецслужб и военные – самые популярные персонажи отечественных сериалов. Столько внимания не уделяется больше ни одной профессии.
Но понятное дело, что сериал, и не только в России, это прежде всего бизнес-продукт. Снимаются многосерийки в нашей стране по двум сценариям: либо продюсерская компания делает что-то самостоятельно и затем продает на телеканал, либо телеканал заказывает какой-либо продукт, исходя из интересов аудитории. Главной же проблемой в обоих случаях остается качество выпускаемого произведения. С одной стороны, на него влияет бюджет: если сравнить те средства, что затрачиваются на создание премиальных сериалов в США, с тем, что тратят у нас – преимущество будет явно не на стороне отечественного продукта. В России так уж принято с самого момента зарождения нашей индустрии сериалов в конце 1990-х годов, что создатели вынуждены творить в весьма ограниченных условиях. Оттого экономят на всем: на сценаристах, режиссерах, актерах, декорациях. Снимаются в большинстве случаев отечественные картины в местах, требующих минимальных изменений для того, чтобы оказаться в кадре. С другой стороны, телеканалы сами подталкивают творцов сериалов на подобные ужимки и преступления против искусства: платят они не за количество серий, а за то время, что сериал будет идти в эфире. Буквально в часах. Отсюда и появляются затянутые и никчемные диалоги, глупые паузы, неуместные музыкальные вставки, виды на город или деревню, которые не имеют ничего общего с сюжетом происходящего.
Удивительно, но вырисовывающаяся тенденция пичканья населения примитивным массовым продуктом идет вразрез со словами тех же руководителей наших телеканалов. Помнится, в 2011 году генеральный директор Первого канала Константин Эрнст во время своего доклада на MIPCOM-2011 говорил о том, что основной проблемой ТВ является снижение качественной аудитории во всем мире, которая характеризуется как наиболее интеллектуальная и понимающая, а для рекламодателей – как наиболее платежеспособная. Однако удерживать их с каждым годом становится все сложнее, поскольку у них либо нет времени смотреть телевизор, либо они находят более интересное занятие. Удерживать такую аудиторию удается наиболее передовым платным каналам с их дорогим специфическим и часто непонятным для широкой аудитории продуктом. По мнению генпродюсера Первого канала, если классическим каналам не удастся удержать значительную часть такой качественной аудитории, телевидение останется в зоне внимания не очень молодых, не очень образованных и не слишком обеспеченных людей, чье внимание, как и раньше, удержать не составляет особого труда.
По прошествии четырех лет мы видим картину, подтверждающую, что с удержанием качественной и платежеспособной аудитории говорить не приходится. Побеждает спрос невзыскательной, усредненной, приученной к простейшим телеисториям публики. И этот спрос находит предложение в полной мере.
Если взглянуть на рейтинги наших телеканалов, то обнаружится, что самым ходовым продуктом помимо выпусков новостей и громких ток-шоу числятся как раз российские сериалы. Это самый популярный и востребованный товар на нашем телевидении. По данным TNS Russia, в 2014 году на них приходилось 28% эфирного времени отечественных телеканалов. Они всегда входят в топ-10, в любую неделю, какую ни возьми. Их смотрят. А любимые сериалы какие? Согласно опросам Левада-Центра, самым лучшим сериалом россиянам представляется «Физрук». Его назвали 5% респондентов из опрошенных по итогам 2014 года. Далее идут «Дом с лилиями» и «Мажор» (по 3%). Назывались также «След», «Братаны» и «Интерны».
Вот вам и разговоры о качестве, чернухе, полнейшей неправдоподобности происходящего (в том числе из-за не выдерживающей никакой критики игры актеров). Все это оказывается абсолютно неважным. И можно сколько угодно говорить о том, что на Западе умеют снимают лучше, что до таких легендарных картин, как «Твин Пикс», «Во все тяжкие», «Игра престолов» или «Друзья», в нашей стране никогда не дотянуться. И казалось бы, покажи нашему отечественному зрителю что-то из вышеперечисленного, и он будет следить за этим сериалом от начала и до конца, не отрываясь от экрана. Но статистика – упрямая штука. У нас смотрят свое, родное, то, что ближе. И вряд ли это результат антизападной пропаганды последнего времени. Ведь ради патриотического воспитания можно было и не показывать закордонных шедевров.
Но у нас же пусть мало, пусть в позднее время, но показывают. И по Первому каналу регулярно крутят что-то из зарубежного. Но ни один из американских телесериалов так и не смог войти хотя бы в топ-100 самых рейтинговых программ на нашем телевидении. Пожалуй, высшим достижением за последнее время отметился только британский «Шерлок». Его первый эпизод третьего сезона, вышедший одновременно с мировой премьерой на BBC в январе 2014 года, получил рейтинг в 3,1 (процент от всей российской аудитории). С таким показателем он занял почетное 97-е место в списке из 100. Справедливости ради отметим, что в момент показа он сумел собрать у экранов 24,1% смотрящих телевизор в тот момент. И это единственный сериал, который упоминался респондентами все того же Левада-Центра в списке самых любимых: девятым из десяти в списке за 2013 год.
Подсознательно напрашивается версия о том, что нашему населению просто сегодня уже неинтересно, а может быть, и отвратительно смотреть на западный мир. Нередко наш человек говорит, что их жизнь нам не совсем понятна и уж тем более не близка нашему человеку.
С другой стороны, а какая такая другая жизнь предстает в серьезных остросоциальных американских сериалах? Возьмем для примера «Во все тяжкие». Наркотики, проституция, убийства, наркокартели – все это там есть. Но при этом главной линией сюжета остается самопожертвование – принесение самого себя в жертву ради семьи. Разве это так уж чуждо России? Не должно быть.
Однако у нас демонстрируются сплошь и рядом отечественные мужья-алкоголики и их несчастные жены. А на Западе разве не то же самое? Но серьезный подход к произведению всегда выявляет, как сказал классик, из «свинцовых мерзостей быта» такое, что заставляет понять и почувствовать нечто большее, задуматься над вещами, которые влияют на ценностный мир отдельного человека. Как влияют – на это серьезный художник никогда не скажет, положительно или воспитательно. Задача произведения – что-то разбудить в уснувшей душе, и ничего более. Но это трудная задача.
Проще идти той дорогой, которая дает сотни сериалов в год. При этом повторять избитое: «Пипл хавает». Получается, что всему виной низкий культурный уровень нашего населения?
Но так вышло, что этот уровень формировался не без участия российских сериалов. Это они производили селекцию, собирая у экранов аудиторию определенного возраста, образования, занятости, и все привело к тому, что произошел раскол. Потому как никто из участвующих в нашей сетевой беседе к российским сериалам подобного толка не приближается и на пушечный выстрел. А американские, британские и даже французские – смотрят. Только не по нашим телеканалам. Все это можно найти (и находят) в Интернете. В конце концов, у такой публики часто есть и цифровое ТВ.
В нашем разговоре сложилось и такое мнение: «Молодежь уже не затянешь на российское телевидение, ибо есть Интернет. Это абсолютно нормально, что показывают сериалы с Марфами и Лилиями. Разве от этих сериалов прослеживается упадок общества? Это мы так думаем, потому что нам неинтересно. А поколению от 35 и выше попросту неинтересны «Во все тяжкие», «Ганнибал», «Как я встретил вашу маму» и т.д. Они этого не поймут».
Эту же точку зрения отследили и специалисты аналитического центра Vi. В его исследовании «Имиджи телеканалов» говорится о том, что многие респонденты оказались недовольны содержанием программ: «У нас все каналы рассчитаны на домохозяек и подростков. А если ты хочешь более серьезное узнать – ничего такого нет».
Среди ответов, оценивающих нынешний телевизионный контент, также фигурировали «глупость, бессодержательность», «ориентированность на низкий культурный уровень», «обилие низкокачественных сериалов». В целом отечественным телевидением в его сегодняшнем состоянии довольны 64% населения России. Противоположной точки зрения придерживаются 23% (по данным Фонда общественного мнения). При этом, как отмечает Vi, высокий уровень удовлетворенности современным телевидением характерен для «нетребовательных» зрителей, «отличающихся наименьшими культурными запросами и финансовыми, социальными и прочими ресурсами для их удовлетворения, это чаще всего пожилые люди, безработные, домохозяйки, люди с невысоким уровнем образования».
По данным исследования центра, также выяснилось, что телевидением недовольны наиболее образованные и компетентные категории (специалисты с высшим образованием, служащие, особенно в возрастной группе 40–54), а также зрители с высоким доходом и выбирающие сразу несколько источников для получения информации. Среди неудовлетворенных оказалось и много молодых людей, в основном живущих в мегаполисах и активно интересующихся нынешним положением дел в стране и мире. И этот момент крайне важен для понимания того, что же происходит в обществе в целом.
В полку различий отцов и детей прибыло: пока одни остаются преданными голубому экрану, вторые ищут свободы на просторах Интернета, где их ничто не может остановить. Где они сами делают свой выбор. И тут картина рисуется абсолютно другими красками. Доминирования российских картин над иностранными, подобного тому, что наблюдается на ТВ, в Интернете нет. Показательным в этом отношении исследованием стал материал, подготовленный Яндексом в начале 2014 года. Согласно его статистике, взятой за октябрь-ноябрь 2013 года, количество поисковых запросов распределяется примерно равномерно между нашим продуктом и зарубежным. Правда, среди самых популярных доминируют все же отечественные сериалы: «Молодежка», «Карпов», «Реальные пацаны», «Универ», «Пепел». Сюда же можно отнести и украинских «Сватов». Но в топ-10 уже есть и «Сверхъестественное», и «Ходячие мертвецы», и «Дневники вампира» – сплошь американские произведения, нацеленные, впрочем, прежде всего на молодежную аудиторию. Это тоже, к слову сказать, не лучшая западная продукция. Но на какой утонченный вкус молодых можно рассчитывать, откуда ему взяться при такой массовой и регулярной экспансии родного телеширпотреба.
Но молодежь не теряет интереса к тому, что есть за пределами отечественного ТВ: 65% запросов по поиску сериалов в Сети Яндекс получал от людей в возрасте до 25 лет.