0
9864
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

22.09.2015 00:01:10

«Интерны» и «Братаны» спешат на помощь

Кирилл Сарханянц

Об авторе: Кирилл Рафикович Сарханянц – журналист Издательского дома «КоммерсантЪ».

Тэги: телевидение, сериалы, общество, сми


телевидение, сериалы, общество, сми Отважные пионеры рыночной экономики. Кадр из телесериала «Реальные пацаны»

Телесериалы – вещь простая, понятная и растянутая в длину дней, вечеров и ночей. Их смотрят люди разных возрастов и статусов, одни  ежедневно и взахлеб, другие от случая к случаю. Но ясно одно: это самый популярный продукт телевидения. Оттого эта вещь показательная – позволяет сделать некий срез общества, основываясь на том, кто и что смотрит. 

Наша действительность уже давно получила виртуальную копию. А значит, и собирать для разговора никого в реальности не надо. Кликнул пару раз, влез в социальную сеть, отыскал сообщество по нраву и сидишь  как родной. 

Вот я и сижу в одном из сообществ. Аудитория собралась пестрая: разные взгляды,  уровни образования, профессии, широкая география. Общее одно – молодой возраст.

Поклонников российских сериалов не нашлось. Ни сразу, ни позднее. То, что наш кинематограф ругают все, кроме тех, кто на него работает, – вещь, в общем-то, широко известная. И если среди полнометражных картин нет-нет да и появится нечто стоящее, то про телесериалы, по мнению собравшихся, такого не скажешь. Их, кроме как конвейерным продуктом для домохозяек и безработных мужиков, никак в ходе беседы не называли. Никак – это, можно сказать, положительная оценка. А уж нелестных эпитетов отечественные многосерийки набрали на несколько критических статей вперед.

А как иначе? Ведь не снимают произведение, а штампуют. Причем слово «штамп» здесь имеет несколько смыслов. 

Но начнем не  с качества. Знаете, сколько российских сериалов и кинофильмов снималось для нашего телевидения в прошлом году? 770! 

Для сравнения. В Советском Союзе все киностудии страны в год снимали примерно 200 картин. Самая плохая из них, уверен, была бы качественнее  большинства сериалов. Мне кажется, нынешние мыльные оперы не смогли бы преодолеть ни один советский худсовет. И вовсе не по идеологическим придиркам. Если в сериалах о милицейской собаке лучше всех играет сам Мухтар, то о чем мы говорим! 

202-15-2_t.jpg
Воспитанная девушка даже в присутствии
телевизора зевает культурно.
Фото Fotolia/PhotoXPress.ru

Большая часть из них – это мелодрамы (35%, по данным KVG Research). То, что считается детективами, занимает долю в 26% от снимаемых сериалов. Бесконечные в своей нумерации повести о жизни ментов с неиссякаемыми перестрелками и побоями в каждой серии, словно это добавляет картине правдоподобности или способно завораживать. Кстати, представители спецслужб и военные – самые популярные персонажи отечественных сериалов. Столько внимания не уделяется больше ни одной профессии. 

Но понятное дело, что сериал, и не только в России, это прежде всего бизнес-продукт. Снимаются многосерийки в нашей стране по двум сценариям: либо продюсерская компания делает что-то самостоятельно и затем продает на телеканал, либо телеканал заказывает какой-либо продукт, исходя из интересов аудитории. Главной же проблемой в обоих случаях остается качество выпускаемого произведения. С одной стороны, на него влияет бюджет: если сравнить те средства, что затрачиваются на создание премиальных сериалов в США, с тем, что тратят у нас – преимущество будет явно не на стороне отечественного продукта. В России так уж принято с самого момента зарождения нашей индустрии сериалов в конце 1990-х годов, что создатели вынуждены творить в весьма ограниченных условиях. Оттого экономят на всем: на сценаристах, режиссерах, актерах, декорациях. Снимаются в большинстве случаев отечественные картины в местах, требующих минимальных изменений для того, чтобы оказаться в кадре. С другой стороны, телеканалы сами подталкивают творцов  сериалов на подобные ужимки и преступления против искусства: платят они не за количество серий, а за то время, что сериал будет идти в эфире. Буквально в часах. Отсюда и появляются затянутые и никчемные диалоги, глупые паузы, неуместные музыкальные вставки, виды на город или деревню, которые не имеют ничего общего с сюжетом происходящего.

Удивительно, но вырисовывающаяся тенденция пичканья населения примитивным массовым продуктом идет вразрез со словами тех же руководителей наших телеканалов. Помнится, в 2011 году генеральный директор Первого канала Константин Эрнст во время своего доклада на MIPCOM-2011 говорил о том, что основной проблемой ТВ является снижение качественной аудитории во всем мире, которая характеризуется как наиболее интеллектуальная и понимающая, а для рекламодателей – как наиболее платежеспособная. Однако удерживать их с каждым годом становится все сложнее, поскольку у них либо нет времени смотреть телевизор, либо они находят более интересное занятие. Удерживать такую аудиторию удается наиболее передовым платным каналам с их дорогим специфическим и часто непонятным для широкой аудитории продуктом. По мнению генпродюсера Первого канала, если классическим каналам не удастся удержать значительную часть такой качественной аудитории, телевидение останется в зоне внимания не очень молодых, не очень образованных и не слишком обеспеченных людей, чье внимание, как и раньше, удержать не составляет особого труда.

По прошествии четырех лет мы видим картину, подтверждающую, что с удержанием качественной и платежеспособной аудитории говорить не приходится. Побеждает спрос невзыскательной, усредненной, приученной к простейшим телеисториям публики. И этот спрос находит предложение в полной мере.

Если взглянуть на рейтинги наших телеканалов, то обнаружится, что самым ходовым продуктом помимо выпусков новостей и громких ток-шоу числятся как раз российские сериалы. Это самый популярный и востребованный товар на нашем телевидении. По данным TNS Russia, в 2014 году на них приходилось 28% эфирного времени отечественных телеканалов. Они всегда входят в топ-10, в любую неделю, какую ни возьми. Их смотрят. А любимые сериалы какие? Согласно опросам Левада-Центра, самым лучшим сериалом россиянам представляется «Физрук». Его назвали 5% респондентов из опрошенных по итогам 2014 года. Далее идут «Дом с лилиями» и «Мажор» (по 3%). Назывались также «След», «Братаны» и «Интерны».

Вот вам и разговоры о качестве, чернухе, полнейшей неправдоподобности происходящего (в том числе из-за не выдерживающей никакой критики игры актеров). Все это оказывается абсолютно неважным. И можно сколько угодно говорить о том, что на Западе умеют снимают лучше, что до таких легендарных картин, как «Твин Пикс», «Во все тяжкие», «Игра престолов» или «Друзья», в нашей стране никогда не дотянуться. И казалось бы, покажи нашему отечественному зрителю что-то из вышеперечисленного, и он будет следить за этим сериалом от начала и до конца, не отрываясь от экрана. Но статистика – упрямая штука. У нас смотрят свое, родное, то, что ближе. И вряд ли это результат антизападной пропаганды последнего времени. Ведь ради патриотического воспитания можно было и не показывать закордонных шедевров.

Но у нас же пусть мало, пусть в позднее  время, но показывают. И по Первому каналу регулярно крутят что-то из зарубежного. Но ни один из американских телесериалов так и не смог войти хотя бы в топ-100 самых рейтинговых программ на нашем телевидении. Пожалуй, высшим достижением за последнее время отметился только британский «Шерлок». Его первый эпизод третьего сезона, вышедший одновременно с мировой премьерой на BBC в январе 2014 года, получил рейтинг в 3,1 (процент от всей российской аудитории). С таким показателем он занял почетное 97-е место в списке из 100. Справедливости ради отметим, что в момент показа он сумел собрать у экранов 24,1% смотрящих телевизор в тот момент. И это единственный сериал, который упоминался респондентами все того же Левада-Центра в списке самых любимых: девятым из десяти в списке за 2013 год. 

Подсознательно напрашивается версия о том, что нашему населению просто сегодня уже неинтересно, а может быть, и отвратительно  смотреть на западный мир. Нередко наш человек говорит, что их жизнь нам не совсем понятна и уж тем более не близка нашему человеку. 

С другой стороны, а какая такая другая жизнь предстает в серьезных остросоциальных американских сериалах? Возьмем для примера «Во все тяжкие». Наркотики, проституция, убийства, наркокартели – все это там есть. Но при этом главной линией сюжета остается самопожертвование – принесение самого себя в жертву ради семьи. Разве это так уж чуждо России? Не должно быть. 

Однако у нас демонстрируются сплошь и рядом отечественные мужья-алкоголики и их несчастные жены. А на Западе разве не то же самое? Но серьезный подход к произведению всегда выявляет, как сказал классик, из «свинцовых мерзостей быта» такое, что заставляет понять и почувствовать нечто большее, задуматься над вещами, которые влияют на ценностный мир отдельного человека. Как влияют – на это серьезный художник никогда не скажет, положительно или воспитательно. Задача произведения – что-то разбудить в уснувшей душе, и ничего более. Но это трудная задача.

Проще идти той дорогой, которая дает сотни сериалов в год. При этом повторять избитое: «Пипл хавает». Получается, что всему виной низкий культурный уровень нашего населения? 

Но так вышло, что этот уровень формировался не без участия российских сериалов. Это они производили селекцию, собирая у экранов аудиторию определенного возраста, образования, занятости, и все привело к тому, что произошел раскол. Потому как никто из участвующих в нашей сетевой беседе к российским сериалам подобного толка не приближается и на пушечный выстрел. А американские, британские и даже французские – смотрят. Только не по нашим телеканалам. Все это можно найти (и находят) в Интернете. В конце концов, у такой публики часто есть и цифровое ТВ. 

В нашем разговоре сложилось и такое мнение: «Молодежь уже не затянешь на российское телевидение, ибо есть Интернет. Это абсолютно нормально, что показывают сериалы с Марфами и Лилиями. Разве от этих сериалов прослеживается упадок общества? Это мы так думаем, потому что нам неинтересно. А поколению от 35 и выше попросту неинтересны «Во все тяжкие», «Ганнибал», «Как я встретил вашу маму» и т.д. Они этого не поймут».

Эту же точку зрения отследили и специалисты аналитического центра Vi. В его исследовании «Имиджи телеканалов» говорится о том, что многие респонденты оказались недовольны содержанием программ: «У нас все каналы рассчитаны на домохозяек и подростков. А если ты хочешь более серьезное узнать – ничего такого нет». 

Среди ответов, оценивающих нынешний телевизионный контент, также фигурировали «глупость, бессодержательность», «ориентированность на низкий культурный уровень», «обилие низкокачественных сериалов». В целом отечественным телевидением в его сегодняшнем состоянии довольны 64% населения России. Противоположной точки зрения придерживаются 23% (по данным Фонда общественного мнения). При этом, как отмечает Vi, высокий уровень удовлетворенности современным телевидением характерен для «нетребовательных» зрителей, «отличающихся наименьшими культурными запросами и финансовыми, социальными и прочими ресурсами для их удовлетворения, это чаще всего пожилые люди, безработные, домохозяйки, люди с невысоким уровнем образования».

По данным исследования центра, также выяснилось, что телевидением недовольны наиболее образованные и компетентные категории (специалисты с высшим образованием, служащие, особенно в возрастной группе 40–54), а также зрители с высоким доходом и выбирающие сразу несколько источников для получения информации. Среди неудовлетворенных оказалось и много молодых людей, в основном живущих в мегаполисах и активно интересующихся нынешним положением дел в стране и мире. И этот момент крайне важен для понимания того, что же происходит в обществе в целом.

В полку различий отцов и детей прибыло: пока одни остаются преданными голубому экрану, вторые ищут свободы на просторах Интернета, где их ничто не может остановить. Где они сами делают свой выбор. И тут картина рисуется абсолютно другими красками. Доминирования российских картин над иностранными, подобного тому, что наблюдается на ТВ, в Интернете нет. Показательным в этом отношении исследованием стал материал, подготовленный Яндексом в начале 2014 года. Согласно его статистике, взятой за октябрь-ноябрь 2013 года, количество поисковых запросов распределяется примерно равномерно между нашим продуктом и зарубежным. Правда, среди самых популярных доминируют все же отечественные сериалы: «Молодежка», «Карпов», «Реальные пацаны», «Универ», «Пепел». Сюда же можно отнести и украинских «Сватов». Но в топ-10 уже есть и «Сверхъестественное», и «Ходячие мертвецы», и «Дневники вампира» – сплошь американские произведения, нацеленные, впрочем, прежде всего на молодежную аудиторию. Это тоже, к слову сказать, не лучшая западная продукция. Но на какой утонченный вкус молодых можно рассчитывать, откуда ему взяться при такой массовой и регулярной экспансии родного телеширпотреба.

Но молодежь не теряет интереса к тому, что есть за пределами отечественного ТВ: 65% запросов по поиску сериалов в Сети Яндекс получал от людей в возрасте до 25 лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1063
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1017
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
819
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
535

Другие новости