0
7571
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

26.05.2015 00:01:00

Победить зло играючи

Юрий Борисов

Об авторе: Юрий Борисович Борисов – журналист.

Тэги: розовский, родзаевский, спектакль, рфп, харбин, фашизм, эмиграция


розовский, родзаевский, спектакль, рфп, харбин, фашизм, эмиграция Сцена из спектакля «Харбин-34». Фото со страницы театра «У Никитских ворот» в социальной сети ВКонтакте

Однажды главный режиссер Театра «У Никитских ворот» Марк Григорьевич Розовский шел по Новому Арбату. На уличном книжном развале увидел книгу в коричневом переплете: «Название, тисненное на обложке золотыми буквами (!), меня заинтересовало – «Завещание русского фашиста». Автор – некто Константин Родзаевский. На задней стороне обложки – свастика, соединенная с двуглавым орлом – гербом России. Полистал страницы – волосы встали дыбом!»

С того момента, как говорит сегодня Розовский, он и заинтересовался «русским фашизмом».

Мне кажется, Марк Григорьевич лукавит. Во-первых, в сообщении о «волосах, вставших дыбом», есть некоторое художественное преувеличение. А во-вторых, Розовский человек образованный, креативный и не на облаке живет. Про доморощенных «патриотов» подобного рода знает побольше многих. Просто когда в начале театрального сезона 2014 года он анонсировал спектакль «Харбин-34», поставленный по собственной пьесе, такое интригующее пояснение счел необходимым, подкрепив его Аристотелем: «Известное известно немногим»...

Спектакль вызвал большой резонанс. На сайте театра даже началась дискуссия, в которую не преминул вступить и сам Розовский. Когда один из зрителей по имени Владимир выразил сомнение в том, так ли были плохи реальные русские фашисты, осевшие в Харбине в 30-х годах, автор пьесы и постановщик спектакля ответил ему со всей страстностью художника и гражданина.

Вы пишете: «Родзаевскому приписали идеи, мысли и слова, которые он не разделял». Да нет же, Владимир, разделял, еще как разделял! Он полностью смыкался с гитлеризмом, и в моей пьесе, подчеркиваю, цитатно звучат его основополагающие заявления. Ваша, Владимир, фраза о том, что «Родзаевский никогда не был сторонником расовых идей нацизма (за исключением ярого антисемитизма)» – особенно хороша, ибо выдает Вас, – вот так, в скобочках, о зерне гитлеризма, почитайте хотя бы в доказательство завещание Адольфа, писанное в бункере под землей, уже утюженной советскими танками в конце апреля 45-го года, в последние часы этого мракобеса. Вы добавляете бесстыдно: мол, «Родзаевский выступал за «мягкий» итальянский вариант». Ишь, как ловко Вы отделяете Костю от Гитлера, а вот итальянские партизаны-антифашисты, вешавшие Муссолини, видимо, думали иначе! Им эта самая «мягкость» была как-то не слишком и заметна. Так Вы на чьей стороне, Владимир?»

Наверное, здесь от сцены надо повернуться к истории живого человека по имении Константин Владимирович Родзаевский.

В мае 1931 года в Харбине была создана Русская фашистская партия (РФП), которую возглавил господин Родзаевский. Человек, блестяще образованный, прирожденный оратор, он, наверное, знал и чувствовал, что сможет собрать разномастное общество здешних эмигрантов из России в партию, способную на борьбу с коммунистической идеологией в СССР.

Эмигрантские фашистские группировки существовали во многих странах Европы, в США, Латинской Америке. Они создавались в среде российской эмиграции как реакция на поражение Белого движения, многие представители которого считали фашизм спасительным благом для России.

Уже через два года Родзаевский выдвинул идею объединения всех эмигрантских фашистских организаций. Эта идея нашла поддержку у Вонсяцкого, русского эмигранта, создавшего Всероссийскую фашистскую организацию в США.

В спектакле Розовского как раз показаны встречи в Харбине Вонсяцкого с Родзаевским. Однако в конце 1934 года два вождя разругались навсегда. Русско-американский фашист не мог принять кипучее юдофобство Родзаевского и его соратников. Поэтому в США партия была переименована во Всероссийскую национал-революционную. Всероссийская фашистская партия ответила исключением Вонсяцкого из своих рядов и утверждением главой организации Родзаевского. На съезде было свыше сотни делегатов Японии, Китая, Сирии, Марокко, Болгарии, Польши, Финляндии, Германии и Маньчжурии.

В основе идеологии были три «А» – антикоммунизм, антисоветизм и антисемитизм. Главная задача – национальная революция в России, свержение советской власти, установление фашистской диктатуры.

Российский эмигрантский фашизм имел в разных странах свои периодические издания: ежедневную газету «Наш путь» (Харбин), ежемесячный журнал «Нация» (Шанхай), еженедельное приложение к газете «Возрождение Азии» (Тяньцзин), ежедневную «Русскую газету» (Сан-Пауло, Бразилия), ежемесячную газету «Русь» (София).

Русские фашисты в Маньчжурии работали среди всех слоев эмиграции с профсоюзами, женскими, детскими, молодежными объединениями, среди которых то и дело возникали ячейки борцов со всем коммунистическим, советским и еврейским. А в августе 1934-го в Харбине появилась Высшая партшкола – для «будущих строителей Русского фашистского здания».

Мнения о количестве членов фашистской партии в Маньчжурии тех лет разнятся – от 4 до 20 тыс. человек. Как утверждают некоторые исследователи, деятельность русских фашистов полностью контролировалась японскими властями. Так, в 1936 году под руководством японского офицера Судзуки был организован «1-й фашистский отряд спасения Родины» во главе с бывшим телохранителем Родзаевского Маслаковым. Вскоре диверсанты были уничтожены частями НКВД.

С 1939 года стало распространяться мнение, что это партия уголовников, «кровавые преступления которых – убийства, похищения людей – терроризировали население, и эмигрантскую массу прежде всего». Вместе с тем  у харбинских фашистов  были и свои идеалы.

Еще в 1928 году там вышла книга некоего Ф. Горячкина, которая называлась вполне определенно: «Первый русский фашист Петр Аркадьевич Столыпин». В ней автор, член Партии православных русских фашистов, рассказывал, что представляет собой его организация и почему герой его полуграмотных писаний «даже гениальнее современного Бенитто Муссолини. Этот русский колосс, этот гениальный государственный деятель». В Харбине была даже «Столыпинская академия».

Конечно, Столыпин уже не мог дать по этому поводу никаких  опровержений. Думаю, его  образ  партия приблизила к себе, прознав, что премьер-реформатор пал от руки не просто террориста, но и еврея Богрова. А это уже было главным доказательством, потому как сразу отвечало бредовым теориям «жидо-масонских заговоров».

Но тогда как понять то, что Столыпин, будучи ярым врагом террористов-революционеров, вдруг встал на защиту провокатора Азефа или выступал за отмену черты оседлости в России?

Увы, Родзаевский был настолько уверен в правоте, что, потерпев крах и собравшись вернуться в СССР, написал письмо Сталину. И даже в этом своем покаянии оседлал любимую тему: «Коммунизм в виде марксизма казался нам одним из орудий мирового еврейского капитала по захвату власти над миром, и, предубежденные, мы выискивали в составе правящих органов СССР еврейские фамилии, доказывающие, что наша страна как бы оккупирована мировым еврейством. Кроме того, мы пришли к выводу, что, вырывая еврея из замкнутой талмудической среды, советское воспитание превращает и еврея в мирного человека советской семьи народов…»

В итоге прибывший на родину Родзаевский был арестован, доставлен в Москву и вскоре расстрелян. Что же касается влияния идеологии, то после спектакля «Харбин-34» один из зрителей написал: «Русские офицеры, ставшие фашистами, кажутся анахронизмом, да так оно и было, возможно, если смотреть из нашего века. Но так ли это было для них? Жизнь не закончилась с падением прежнего режима, она развела их по разным руслам, и одно из них стало фашизмом. Из-под всего того ужаса, идеологического, «оправданного» и хладнокровного, весь спектакль пытается проглянуть человек, он как бы подплывает под льдины, постепенно осознавая свое местонахождение на плоскости, стараясь вынырнуть. Но, когда становится слишком поздно, человек может вынырнуть только в смерть...»  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1134
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1309
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1421
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3587

Другие новости