Сегодня даже не надо долго наблюдать за идеологическими процессами в России, чтобы понять, какая модель доминирует в обществе, предлагается ему как вариант спасения от всех бед и решения всех проблем. Сейчас и официальная пропаганда, и официальная культура, и официальное образование делают акцент на величие России. Причем не на величие культурное или научное и тем более не на экономическую мощь, а на политико-имперский образ страны.
Поэтому за идеал или образец принимается сталинский Советский Союз как эпоха максимального военного могущества. В какой-то степени некой подсветкой этой концепции следует император Александр III с его авторитаризмом. Еще одна фигура – царь Николай I (Палкин), хотя он закончил, как известно, крымской катастрофой.
Таким образом, за идеал избрана новая Российская империя, которая мощной рукой приводит в задуманный порядок все внутри страны, а если потребуется, и за ее пределами. Так, чтобы все как минимум уважали и как максимум боялись.
Можно ли этому предложить альтернативный путь? Думаю, что альтернативой этому гранитному, мрачному, надрывному величию Великой России должна стать линия Петра I, Александра II, Столыпина, Витте…
Собственно говоря, и в те времена были такие же споры между модернизаторами и теми, кто выступал за «заморозку». Но мне кажется, что в поисках национальной идеи или просто идеологии современной российской жизни между сегодняшними консерваторами и модернизаторами не может быть противоречия лишь в одном.
Обе эти партии в широком смысле могут и должны искать концепцию дальнейшего пути лишь в российской истории. Там есть не только традиции великодержавия, но и того, что называется «традиция сильной демократической страны». Такая страна должна выигрывать конкуренцию своей сильной наукой, экономикой, культурой. То есть, выступая за великую национальную модернизацию, мы тем самым выступаем за великую, открытую миру Россию.
Такую модернизацию делал Петр, у которого, как у всякого реформатора, были ошибки и перегибы, но в главном он был, конечно, реформатором. И те имена, которые я назвал выше, конечно же, тоже вписаны в историю именно развития России. Эти примеры могут дать иную интерпретацию нашей национальной идентичности. Такую, которая будет способствовать движению вперед, а не остановке или повороту вспять.
Да, когда мы говорим об идентичности, нужно показывать то главное, что определяло идеологию этих людей. Для Петра это было «окно в Европу». Историческая задача, которую он решил и которая повлияла на цивилизационный код России. Он провел в стране такую реформу, результатами которой мы пользуемся до сих пор.
Точно так же Россия конца XIX века была образцом успешной модернизации и развивалась быстрее. И считалась великой державой.