Демонизация на марше: российский президент в немецкой уличной живописи. Фото Hannibal Hanschke/EPA/ТАСС
В последнее время западные правительства обращают усиленное внимание на необходимость вести контрпропаганду против российских иновещательных компаний RT, «Россия сегодня», Sputniknews. О решениях открывать ТВ-каналы, вещающие на русском и других языках, говорят все западные лидеры, от президентов, руководства НАТО, директоров государственных и общественных медиа до рядовых журналистов независимых СМИ. То, что мы считали пережитком прошлого – трата денег на пропаганду государственной точки зрения при наличии многочисленных свободных СМИ в свободном мире, – снова заявило о себе, причем не как отдельное выступление какого-то одного лидера, а как компания, которая все больше набирает силу. Америка, Великобритания, Германия, страны Прибалтики, Украина и другие страны уже организовали или организовывают подразделения, главной целью которых будет борьба с российской пропагандой.
Американцы и британцы планируют серьезно увеличить финансирование русскоязычных вещательных проектов. Немецкое правительство объявило об организации англоязычного ТВ-канала, для этого финансирование компании Deutsche Welle увеличено на 9,4%, до 294 млн евро.
Мы привыкли, что пропаганда – это плохо сработанное, никому не нужное словоблудие, что свободная информация может сама по себе противостоять пропаганде. Почему же западные правительства во времена кризиса, когда сокращаются социальные программы, решились на серьезное увеличение бюджетов медийных госкомпаний ради пропаганды?
Именно этот вопрос мы задали двум немецким тележурналистам на недавно прошедшем в Международном университете в Москве круглом столе «Журналистика и пропаганда. Смешение профессий».
Дениэль Донат и Феликс Айк, представляющие немецкое общественное телевидение ARD, считают, что в последнее время в Германии все чаще звучат заявления о «лживых немецких СМИ». В Интернете и на уличных демонстрациях «разоблачается» немецкая пресса, которая чуть ли не устроила тайный заговор с целью оболванить общество.
С недавнего времени, точнее, с ноября прошлого года, на Германию начал вещание российский телеканал RT. Для этой «альтернативы западным СМИ» было собрано 30 тыс. подписей жителей Германии, утверждает информационное агентство Sputnik, созданное в рамках Международного информационного агентства «Россия сегодня».
Слоган этого агентства: Sputnik tells the untold («Спутник говорит о несказанном»).
Мои немецкие коллеги уверены, что сейчас у них на родине все больше неосведомленных немцев попадается на эти упрощающие и популистские слоганы и пропагандистские «разоблачения». Усугубляют ситуацию старание общественного немецкого телевидения ARD дать как можно более «объективную картину мира», представить разные точки зрения, не сильно вдаваясь в то, достоверен ли источник комментируемой информации. Все-таки высказываемое мнение должно оценивать или интерпретировать действительные факты и события.
На круглом столе они, например, рассказали об одном из самых популярных в Германии новостных воскресных ток-шоу на Первом канале ARD с ведущим Гюнтером Яухом: «На этом шоу часто обсуждаются важные для России проблемы. На обсуждение приглашается от двух до трех сторонников Путина, понимающих или поддерживающих его действия. Им часто противостоит только один оппонент, готовый высказать иную точку зрения.
Нам, например, непонятно, почему у нас Путину дается возможность пространно высказаться в прайм-тайме, как это произошло с недавним эксклюзивным интервью тележурналиста NRD Хуберта Зайпеля с российским президентом. Нам кажется, что сегодня в России невозможно показать в прайм-тайме пространное эксклюзивное интервью с немецким канцлером, у которой, как известно, совершенно отличная от Путина точка зрения на многие вопросы.
Работа российских пропагандистских каналов, вещающих на Германию, и поддерживающая их, по сути, позиция местных влиятельных журналистов. Это одна из причин того, что у немецкого обывателя появляются сомнения в материалах добросовестной, объективной немецкой журналистики.
В Германии не хватает экспертов по России. Потому что Запад долго не чувствовал нужды в экспертах-специалистах по России, способных формировать политику в отношении этой страны и влиять на общественное мнение. Западные лидеры надеялись, что подобные эксперты больше не нужны, что Россия стала открытой страной, что либеральный курс, проложенный Горбачевым и Ельциным, продолжится и после ухода последних с политической арены. Но ситуация изменилась. К власти пришел Путин, и началось медийное наступление на общественное мнение Запада».
Дальше немецкие коллеги рассказали об известном немецком журналисте, гендиректоре немецкой иновещательной медиакомпании Deutsche Welle Петере Лимбурге.
Несмотря на проблемы с финансированием Deutsche Welle, Лимбург обозначил приоритеты и настаивал на расширении вещания на русском, украинском и других языках. Флагманом этого вещания должен стать англоязычный телевизионный канал. Лимбург в своей роли директора общественного вещателя хочет создать противовес-альтернативу пропагандистскому российскому телеканалу RТ. Он потребовал и получил от правительства дополнительную финансовую поддержку для выстраивания такого канала. Главная его идея: ни в коем случае нельзя передавать гегемонию над восприятием международной политики в мире вообще и на Западе в частности таким источникам, как RТ, «Аль-Джазира» и CCTV (китайская иновещательная компания).
В интервью газете Zeit Лимбург объясняет: сейчас наблюдается столкновение ценностей – это столкновение ведется на всех уровнях. RT вещает на английском языке в Азии, Америке и даже Африке. Мы видим спланированную попытку Путина год за годом завоевать (и использовать) мировую общественность. Но господин Лимбург признается: «Мы отстаем».
В 2015 году финансирование российского RТ будет увеличено на 263 млн евро (общая сумма – 15,38 млрд руб. плюс 6,4 млрд – на агентство «Россия сегодня», по сведениям РБК). А к примеру, весь бюджет Deutsche Welle в 2013 году составлял 271 млн евро. «Мы должны поддерживать развитие свободы слова в России. Россия это часть Европы», – это слова Лимбурга. Он отмечает, что на данный момент тяжело предсказать будущее этого проекта. У Deutsche Welle остаются проблемы с финансированием. Несмотря на это, Deutsche Welle не собирается экономить на освещении событий.
Поэтому немецкое государство в такой ситуации должно увеличить бюджет иновещательной корпорации. Во времена глобализации и бесчисленных информационных источников образовательные задачи Deutsche Welle распространяются не только на Германию. Если мы хотим сохранить мирную и спокойную Европу, то мы должны смотреть фактам в глаза, в том числе таким неприятным фактам, как необходимость противостоять пропаганде. Такой канал, как Deutsche Welle, обязан с помощью обширной, надежной и объективной информации просвещать людей и развивать диалог между ними. Только так можно цивилизованным способом противостоять «путинской гоcпропаганде».
Слушая рассказ немецких журналистов о планах Deutsche Welle, невольно задумываешься о том, к чему приведет двустороннее наращивание контрпропаганды России и Германии, Запада и России. К тому, что каждая из противостоящих сторон будет выбивать из бюджетов своих стран все больше средств на войну. Можно утешиться тем, что на войну не настоящую, а информационную. Но, как известно, последняя обладает своей страшной разрушительной силой
Однако при всем неприятии российской пропаганды молодые журналисты считают, что немецкая контрпропаганда – это неправильный ответ. Правильнее было бы просвещать людей и показывать им достоинства западной цивилизации. Демократический Запад не должен прятаться, а, наоборот, должен представлять свои универсальные ценности. Хорошо, если бы и российские медиа, работающие на Запад, прислушались к этому совету, тогда, возможно, мы бы пошли дорогой, ведущей к диалогу, а не к окопам холодной войны.