Римский клуб призывал человечество лелеять матушку-Землю Фото Reuters
В апреле 1968 года в Риме по инициативе итальянского промышленника Аурелио Печчеи собралась небольшая группа ученых, экономистов, предпринимателей, общественных и политических деятелей из десяти стран для обсуждения проблем, связанных с положением человечества в настоящем и будущем. Основная идея Печчеи и его единомышленников заключалась в том, что Земля перегружена людьми, которые опережающими темпами пожирают больше продуктов питания, животных и растительных, чем сама природа может возместить. По сути дела, мы грабим Землю.
Эта встреча положила начало деятельности Римского клуба – неформальной организации, цель создания которой заключалась в формировании нового понимания глобальных проблем жизни человечества и распространении новой идеологии по всему миру, особенно среди людей, ответственных за принятие решений и последующую их реализацию.
Этот клуб родился не случайно. Уже после Второй мировой войны многие ученые стали смотреть по-иному на возможность планеты Земля бесконечно воспроизводить свои ресурсы и без изменений поддерживать жизнь. В основу пересмотра концепции дальнейшего развития земли легла статистика огромных разрушений, оставленных войной.
Миллионы погибших, голод, насильственно высланные из своих стран проживания миллионы беженцев, исчезновение основных продуктов питания: создавалось впечатление, будто все это утеряно навсегда, что мир возвращается к первобытному состоянию, к такому образу жизни, когда человек превращается в охотника и пожирателя.
В такой ситуации будущее казалось еще мрачнее настоящего: откуда черпать огромные ресурсы, человеческие и материальные, необходимые для восстановления всего утраченного?
К примеру, за 40 лет после Второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Быстро истощались не только невоспроизводимые, но и воспроизводимые ресурсы. Вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышала его прирост. Происходит деградация жизненно важного для людей плодородного слоя почвы.
Так, к концу 60-х годов стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству из-за необратимых изменений в биосфере планеты. А потом была еще и другая сторона, внушающая страх и заботы. В ходе предыдущих войн тоже были обширные разрушения, но никогда не было угрозы непоправимого исчезновения целых пластов основной субстанции планеты. Никогда, например, не ощущалась угроза исчезновения в результате войны целых видов животных и растений. Именно в этой обстановке ученые и некоторые политики начали заострять внимание на понятии, которое до сих пор принадлежало скорее кругозору философов, социологов и экономистов.
Это понятие «будущего».
Так беззаботно разрушая наше настоящее, не наносим ли мы удар и по нашему будущему? Впервые люди, особенно ученые, стали рассматривать будущее не как нечто абстрактное, а как нечто, неразрывно спаянное в едином континууме времени. Таким образом, стало ясно, что здоровый урожай винограда осенью предполагает соответствующий уход за молодыми ростками весной. Возникло тогда и понятие «экология», истолкованное не просто как «среда обитания», но и как совокупность условий, которые в течение времени обеспечивают жизнь в определенном окружении.
Печчеи и его единомышленники обратили внимание на то, что по всему миру основным критерием здоровья и благосостояния государства является «рост». Чем больше страна «растет», тем больше она процветает. Эта точка зрения широко распространена и сегодня. Она нашла свое отражение в спорах канцлера Германии Ангелы Меркель с руководителями почти всех стран Европейского союза. Меркель выступила за политику строгой бюджетной дисциплины, способной обеспечить экономический рост отдельных стран, которые часто не были в состоянии идти с ногу с Берлином по этому пути. Потребление мяса на душу населения остается одним из главных показателей развития страны. Все государства первого мира отличаются тем, что их граждане едят свыше 75 кг мяса. Лидер по этому показателю США – около 120 кг. А вот нынешняя Россия, Китай и Япония отличаются примерно схожим уровнем потребления мяса – 45–65 килограммов на душу населения в год, и по этому показателю могут быть отнесены ко второму миру (в среднем мировой показатель – 41–42 кг). Но когда речь идет о продуктах питания, то это еще полбеды. Худо-бедно, но земля, хотя и с трудом, может на какое-то время восстанавливать то, что мы, люди, уничтожаем. Но и тут она начинает «мстить» нам. Непомерное развитие животноводства для удовлетворения питательных потребностей человека, например, ведет к уничтожению крупных лесных массивов Южной Америки и Азии, потому что их площадь нужна для содержания огромного количества крупного рогатого скота, которому в дополнение надо скармливать все растущее количество сена.
Следовательно, люди из Римского клуба уже в конце 80-х годов прошлого столетия предупреждали правительство об опасностях слишком большого роста, который приводит природу к истощению.
Надо признавать, что идеи бережного отношения к природным ресурсам все больше и больше проникают в экономическую концепцию разных стран. Не неограниченный рост нужен человеку, а как раз ограниченный, способный гармонизировать потребности человека, природы и среды обитания.
Во второй половине XX столетия человечество достаточно неожиданно столкнулось с рядом глобальных проблем, таких как угроза глобального экологического кризиса и исчерпание жизненно важных для развития ресурсов. Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции многократно усилили отрицательное воздействие человека на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете.
За 40 лет после Второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Быстро истощаются не только невоспроизводимые, но и воспроизводимые ресурсы. И это должно тревожить всех людей, которым не безразлично благосостояние и будущее нашей планеты.
Милан