«Лицемеры! Pазличать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете?» (Мф. 16, 3). Фото Reuters
Ватикан сегодня полностью интернетизирован. Существует обширная интернетовская служба, ею руководит епископ Люсио Адриан Рус, который говорит, что «на протяжении последнего года пришлось увеличить в 10 раз мощность системы».
Разумеется, сплошная интернетизация Ватикана, наряду с обретением различных удобств и возможностей, так же стремительно открыла двери скандалам и обману. Верующие и неверующие граждане стали быстро узнавать пикантные новости, скажем, о том, что папский нунций в Доминиканской Республике польский прелат Юзеф Весоловски был уличен в педофилии, в результате чего его лишили сана, арестовали и водворили в ватиканскую тюрьму. Но сам монсеньор Весоловски, как и все чиновники Ватикана, пользовался и всеми благами информатизации Папского государства. Значит, имел в своем распоряжении и казенный персональный компьютер, которым, однако, пользовался для того, чтобы запастись несметным числом педопорнографических материалов.
Другой скандал, косвенно связанный с Интернетом, разразился на днях по поводу интервью, данного Папой Франциском главному редактору не особенно процерковной итальянской газеты Repubblica. Текст беседы, в которой Понтифик откровенничал по поводу клириков-педофилов, был опубликован на ватиканском сайте, но спустя несколько часов был снят без объяснений, за исключением того, что интернет-операторы поспешили с выставлением интервью в относительно еще им мало знакомое средство коммуникации. В этом интервью были следующие пассажи:
– Вам, ваше святейшество, известно, что в Ватикане педофилия – распространенное и частое явление?
– К сожалению, это так и есть и сопровождается другими пороками, такими как распространение наркомании.
– А Церковь? Что делает в этой обстановке Церковь?
– Церковь борется за то, чтобы порок был побежден и порядочность восстановлена. Но ясно, что мы еще не победили эту проказу в нашем доме.
– Педофилия очень распространена среди духовенства?
– Многие мои сотрудники, борющиеся вместе со мной, уверяют меня с помощью достоверных данных, что оценивают педофилию внутри Церкви на уровне 2%. Эти данные должны были меня успокоить, но я должен сказать, что никак не успокоили. Напротив, я считаю явление очень серьезным. 2% педофилов – это священники и даже епископы и кардиналы. А другие, еще более многочисленные, знают, но молчат, наказывают, но без указания причины. Я считаю невыносимым это состояние вещей и намереваюсь побороть его с необходимой строгостью.
Так говорит Папа Римский. И волнующая его проблема наверняка обрела остроту не без помощи компьютеризации.
«Книга жизни» как карта памяти Бога
Но у Господа Бога испокон веков не было компьютера. Или, быть может, как говорят богословы, он был in fieri. То есть сам Бог знал, что когда-то компьютер появится, но до некоторых пор считал, что эту опасную игрушку нельзя создавать и тем более давать ее в руки человеку вкупе со сложными оперативными системами.
Но Господь не чурался книг. Мы не знаем, как они выглядели, были ли сделаны из обыкновенной бумаги или из какой-нибудь тонкой эфирной материи, но они существовали, в этом нет сомнений. В первую очередь Господь Бог любил тот особый вид книг, которые называются «реестрами» и в которые можно заносить всякого рода списки, памятки и разные другие умственные подпорки, облегчающие наведение справок. Ведь античные люди предполагали, что да, Бог всемогущий и всезнающий. Но в то же время смутно подозревали, что память у него время от времени сдает, и надо ее освежать особыми искусственными средствами. Одним из таких средств была памятная записка или памятная книга.
А вот, например, Библия как в иудейской, так и в христианской редакции (с добавкой Нового Завета) рассказывает, будто существует Книга жизни, то есть книга, в которую Бог записывает имена всех людей, предназначенных к раю или к грядущему миру. Согласно Талмуду, книга раскрывается на небесах во время иудейского праздника Рош га-Шана (Начало года) вместе с ее зеркальной версией – Книгой мертвых. По этой причине цитаты из Книги жизни фигурируют в молитвенном оформлении некоторых важных иудейских праздников. У христиан тоже бытовала вера, что начиная со времен Авеля Бог записывал в книге тех членов человеческого рода, которые заслуживают быть упомянуты в целях получения вечной жизни.
Хорошо, но это происходило, как говорится, во время оно. Прошли века, тысячелетия, были подсчитаны алгоритмы и появились компьютеры. Их как бы придумал человек, но Бог вынужден был приспосабливаться к обилию информации значительно раньше. Кто может еще поверить, что в Судный день, в день Второго пришествия Иисус спустится на землю в сопровождении ангелов, дующих в мощные трубы (возможно, это были сирены) и держа под мышкой огромную книгу с именами всех блаженных и обреченных, коих за все прошедшее время накопилось наверняка несколько десятков миллиардов душ? И тут предводителей многих религиозных общин как бы осенило.
Надо, дескать, покончить с растрепанными Книгами жизни, написанными, вероятно, гусиными перьями, и посмотреть, какими конкретными возможностями обладает новое средство коммуникации, которое Бог вдруг предоставил в наше распоряжение. Интересно, что первыми религиозными организациями, которые стали смотреть на компьютер не как на исчадие ада, были разные реформаторские (протестантские) Церкви, особенно в США. Это была вторая половина 80-х годов, когда в Соединенных Штатах Методистская церковь создала первую службу «новостных писем», разглядев, таким образом, потенциальные шансы на сетевую евангелизацию.
Начиная с тех пор присутствие религии в Сети становилось все более заметным. Наконец духовная тема обрела огромнейшую галактику «ссылок». Сейчас при внесении в поисковую систему Google лишь одного слова – «религия» появляется сообщение о наличии примерно 20 млн результатов.
Дух и цифра
Между тем появился ряд книг, посвященных «виртуальной» религии, но пришлось ждать до 2000 года, пока Христофер Хэлланд не опубликовал первую научную работу на эту тему.
В католической среде самыми интересными и новаторскими работами в области отношений между религией и Интернетом, несомненно, являются изыскания иезуита о. Антонио Спадаро. Он анализирует феномен, который сам называет «сайбертеология», то есть «новое понимание веры в эпоху Сети».
Спадаро интересуется, каким образом Сеть постепенно придает новое значение понятию религиозной идентичности людей. Научное сообщество тоже заинтересовалось этой темой, но лишь в последние годы. В частности, отличились в этой области такие исследователи, как Фабрицио Веколи и Энцо Паче.
Интернет не ускользнул и от внимания Ватикана – центра Католической церкви. Еще до появления Всемирной паутины, после Второй мировой войны, в 1948 году, Папа Пий XII создал центр, который стал заниматься проблемами и развитием СМИ. Этот орган существует по сей день. Он называется «Папский совет по социальным коммуникациям». Его реорганизовал Папа Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), впоследствии в его компетенцию был включен и вопрос об Интернете.
В 2007 году этот совет обнародовал обширный документ («Церковь и Интернет»), в котором новый феномен вписывается в историю сотворения мира. «Согласно Церкви, – читаем в документе, – история человеческих коммуникаций похожа на длительное путешествие, которое ведет человечество от горделивого вавилонского проекта, с его балластом из неразберихи и взаимного непонимания, до Пятидесятницы и Дара языков: восстановление коммуникации опирается на Иисуса через действие Святого Духа. В жизни, смерти и воскресении Христа коммуникация между людьми нашла свой высочайший идеал и высшую модель в Боге, ставшем человеком и братом».
Иными словами, тут богословы пытаются соединить библейскую идеологию с процессом неуклонного развития средств массовых коммуникаций, которые с чисто мифическими библейскими рассказами имеют поистине мало общего.
Кто сегодня, орудуя мышкой и гоняя курсор по экрану компьютера, думает о религиозных связях между курсором и экраном, с одной стороны, и историей Вавилонского столпотворения – с другой?
Очевидно, в некоторых случаях компьютер действительно может быть от лукавого.
Рим