0
5842
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

23.09.2014 00:01:00

Пилите, дуче, пилите...

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси – итальянский журналист.

Тэги: италия, муссолини, санкции, история, общество


италия, муссолини, санкции, история, общество Операция «Золото - Родине» выглядела чинно. Фото 1936 года

Сегодня в мире наблюдается очередное пришествие санкций. Еще не так давно с переменным успехом они, например, применялись в отношении Ирана и Ирака. Теперь вот Россия. Но это уже больше похоже на войну санкций, так как было бы странным, если бы сегодняшняя Москва заняла оборонную позицию.

С исторической точки зрения практике применения уже сотни лет. Государства всегда пытались влиять на своих соседей, используя косвенные методы воздействия. Чаще всего санкции налагались в качестве наказания за поведение государства, задевающее интересы «международного сообщества». Но история показывает, что санкции часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить. Тем не менее санкции, особенно с использованием денег и продовольствия, прочно вошли в арсенал власти многих стран как наиболее эффективные средства, способные принудить «виновника» отказаться от своих намеченных целей.

Так случилось, что в новейшей истории первой страной, на которую по международному решению были наложены санкции, оказалась Италия. И то, что произошло с этими санкциями, – тоже пример того, как предполагаемая жертва, если она обладает какой-то мерой хитрости, может обернуть в свою пользу то, что было задумано ей во вред. Во всяком случае речь идет как раз о том, как хлеб и прочие продовольственные продукты могут быть обращены против человека.

Приведите мне Эфиопию

В 1935 году войска фашистской Италии вторглись в Эфиопию. Муссолини обещал своему народу уравнять Италию с основными колониальными империями – Великобританией и Францией. Эфиопия была самым удобным объектом для осуществления планов экзальтированного диктатора. На то было несколько причин.

К тому времени Эфиопия оставалась практически единственной полностью независимой страной Африки. Кроме того, она была слаба в военном отношении: многие воины из туземных племен были вооружены копьями и луками. Между прочим, победа над Эфиопией позволила бы смыть тяготеющий над Италией позор поражения при Адуа, понесенного в 1896 году как раз от примитивных туземных войск.

Начало войны Италии за Эфиопию было поддержано массированной фашистской пропагандой и, как следствие, подавляющим числом итальянцев. Эта африканская страна никогда ранее не была колонизована и при этом достигла достаточно высокого уровня цивилизованности. Поэтому итальянцы встретили жесткий отпор.

А тут еще Лига Наций встала на сторону эфиопов, потому что на тот момент она была в конфронтации с автократичным лидером Бенито Муссолини. Но поскольку государства – члены лиги долго не решались на введение санкций, да еще и боялись экономического упадка на своих собственных рынках, ограничения получились слабыми, и война в Эфиопии продолжилась до 1941 года, когда войска Великобритании вместе с отрядами эфиопов-партизан освободили территорию страны.

Но если вспомнить более ранние, 30-е годы, то в ноябре 1935 года Лига Наций накладывала санкции на Италию. Тогда был введен запрет как на импорт итальянских товаров, так и на ввоз в страну необходимого для военной промышленности сырья (за исключением жизненно важных нефти и угля). Экономическим санкциям не просто государство, а член Лиги Наций, подверглось впервые. Но эта мера, впрочем, оказалась неэффективной: не входившие в Лигу Наций страны, в том числе нацистская Германия, продолжали поставлять Италии сырье, да и проголосовавшие за эмбарго соблюдали его не слишком строго.

Эфиопия была завоевана к началу мая 1936 года, в первую очередь за счет применения итальянскими войсками под командованием генерала, позднее марщала, Родольфо Грациани, запрещенного химического оружия. Уже 1 июня была образована Итальянская Восточная Африка — колония, объединившая Эфиопию, Эритрею и Итальянское Сомали. Санкции Лиги Наций были сняты 4 июля, что окончательно подорвало авторитет этой организации в мире.

Сдавайте золото, растите рожь в горшках

Муссолини, конечно, понял, что меры, предусмотренные санкциями, были слишком слабыми и противоречивыми, чтобы нанести ощутимый и существенный удар стране. И он решил извлечь пропагандистскую выгоду из этой ситуации. Между тем народ, оставшийся без хлеба именно в результате санкций, начинал задыхаться под тяжестью оружия, которое косвенными путями поступало в страну и скоро станет грохотать с еще большей силой по всей Европе. Фашистская партия с подачи более или менее сфальсифицированных «статистических данных», «доказывала» что санкции (вернее – «несправедливые санкции», le inique sanzioni, как официально они всегда назывались) довели Италию до голодной смерти (что далеко не отвечало действительности). Запрет на импорт цветных и черных металлов якобы лишил итальянскую промышленность сырья и оставил без работы миллионы людей, которые легли тяжелым бременем на народное хозяйство. Прекратившийся в результате санкций импорт качественных семян отнял у сельского хозяйства основу для воспроизводства.

Дело доходило до того, что всем итальянцам было приказано отдать все предметы из платины, золота, серебра и бронзы, в том числе и обручальные кольца, в сборные пункты, расположенные повсеместно в Италии. Взамен граждане получали копии нескольких отданных предметов из предельно слабого металла. Это называлось «Золото – Родине». Газеты буквально пестрели фотографиями Муссолини и членов его семьи, а также короля Виктора Эмануила III и его приближенных, «исполнявших свой долг перед Родиной».

В то же время (и тут история достигает уровня фарса) Муссолини приказал сделать из территории всей страны одно громадное аграрное поле. По его распоряжению все земельные участки и угодья, даже самые маленькие, размером в несколько квадратных метров, все вазы и другие сосуды для цветов, все газоны, клумбы и любые другие поверхности, мало-мальски покрытые землей, должны были использоваться для возделывания злаков, прежде всего пшеницы, а также всяких съедобных трав, овощей и фруктов. Выращивать цветы было запрещено, и за это полагался штраф.

Вот этими овощами, фруктами, травами и зерном из клумб и газонов дуче вздумал накормить голодных граждан.

Часть собранных ценных металлов действительно пошла на нужды воевавшей страны. Полученные деньги шли на производство оружия и поддержку людей, работающих на оборонных заводах.

А вот развитие аграрного сектора с помощью выращивания продовольствия в цветочных горшках – это была чистой воды пиар-акция, доказывающая, что народ Италии вследствие «несправедливых санкций» был вынужден пойти на такие способы производства продовольствия. Поэтому другие страны не смеяться должны, а выражать итальянцам поддержку и порицать тех, кто довел страну, бывшую еще недавно раем на земле, до такого существования.

Народ на самом деле голодал, но это случилось потому, что у него отобрали все более-менее ценные вещи, обратили их в деньги и пустили на закупку оружия.

Но даже на оружие пошли далеко не все народные деньги

История о том, что стало с миллионами обручальных колец и столь же многочисленными распятиями из золота и серебра, исполнена тайн и слухов. Уже тогда, когда операция «Золото – Родине» была в разгаре, люди перешептывались о том, что были какие-то таинственные (но, быть может, и не столь таинственные) «военные профитеры», которым благодаря влиятельнейшим связям и посредничеству мафии удавалось перекупать драгоценности, «отданные Родине» доверчивыми гражданами, переплавлять их, чтобы потом инвестировать за границей или котировать на международных биржах.

Уже после Второй мировой войны итальянские прокуроры начали расследовать случаи незаконного вывоза из страны полученного «Родиной» золота и серебра.

Так, на границе с Францией итальянские пограничники арестовали бывшего фашистского вельможу, пытавшегося переправить через границу несколько десятков (или сотен) тысяч обручальных колец. Профитер был арестован и несколько месяцев спустя приговорен местным судом к длительному тюремному заключению. Но чемоданы с деньгами и драгоценностями самого Муссолини утекли от народа. Зато у последнего осталась на руках масса оружия, купленного властью с помощью операции «Золото – Родине». Оружия хватило для взаимных убийств до окончания Второй мировой.

Тучное изобилие на фоне реального голода.	.	Плакат «Победа пшеницы» 1930 года
Тучное изобилие на фоне
реального голода.
Плакат «Победа пшеницы»
1930 года
.

Каждый седьмой живет на талоны

А теперь позволю себе не итальянский пример. В некоторых российских газетах сообщалось, что на Южном Урале назревает социальный взрыв – на улицу отправлены тысячи рабочих, еще несколько тысяч находятся на грани увольнения. Сокращения могут затронуть десятки предприятий. Оставшиеся без работы люди готовы на что угодно. Многие из них теперь просто не знают, как прокормить свои семьи. Ситуация накалилась настолько, что ее обсуждали даже в Общественной палате. Правда, это  «новость» декабря прошлого года (и мы не знаем, как история закончилась), но календарный фактор не играет большой роли.

Просто в другом издании был опубликован прогноз, в котором со ссылкой на экспертов сообщалось, что в ближайшие несколько лет в Америке ожидаются голодные бунты.

Откуда взялись такие по меньшей мере странные предположения? Из графика, согласно которому уже начиная с 2008 года неуклонно возрастает число граждан США, получающих продуктовые талоны. На сегодняшний день более 42 млн американцев, или каждый седьмой гражданин США, выживают с помощью таких талонов.

Но тогда это уже совсем другая, социальная, история. То, что люди во многих частях света начинают больше недоедать и все чаще испытывать голод, чем раньше, подтверждается и данными о развитии мирового экономического кризиса. В Италии, например, как считают аналитики, уровень жизни снизился до показателей 2003 года.

Одну из причин всеобщего снижения уровня жизни можно объяснить тем, что сегодня в мире огромная масса денег путешествует с одного континента на другой, подчиняясь каким-то таинственным и беспощадным законам. Получается странный парадокс. Оказывается, мир еще никогда не был таким богатым и в то же время таким бедным, как сегодня.

Никогда в мире не было столько продовольствия, никогда оно не было таким малодоступным, как в наши дни. И это все чаще и чаще затрагивает не одни так называемые развивающиеся страны. Мы действительно имеем дело с ситуацией, когда деньги и хлеб не только используются как оружие, но они сами стали оружием.

Какую роль играют «большие деньги» в драматических ближневосточных делах? И какую роль играют деньги в не менее драматических восточноукраинских событиях? И кто будет наживаться на всяких «санкциях», которые выглядят как избитая игра из прошлых времен? Россия как Италия 1930-х годов?

Смею утверждать, что когда украинский кризис закончится, в странах, имевших к нему отношение, произойдет кратное увеличение числа олигархов, сумевших превращать в свою выгоду движение хлеба, денег и оружия...

Это особенность не только нынешнего мира. Я знаю об этом из детства.

Ел ли Муссолини эти булки?

Шел 1942 год. Мне было четыре года, и я все хорошо помню. Мы жили в Пьяченце – небольшом городе в Северной Италии. Отец, несмотря ни на что, ходил на работу, а мы с мамой сидели дома и, конечно, боялись войны. Недалеко от нас, через два-три блока, была пекарня, в которой, естественно, продавали хлеб. Он был неопределенного грязного цвета, мокрый, плохо испеченный, его мякоть было страшно есть. Вот за этой дрянью приходилось стоять в очереди.

Но в этой пекарне, как в аналогичных хлебных магазинах по всей стране, была и любопытная вещь: в углу прилавка стоял большой деревянный ящик, а в нем находилось несколько больших буханок, чей цвет и, судя по комментариям посетителей, вкус не отличались от обычных булок. Отличие было лишь одно: эти буханки были частью программы «Дуче оплачивает хлеб для итальянцев».

Действительно, большие буханки в пересчете на килограммы стоили дешевле булочек. Почему? Да потому что, как гласил большой плакат на стене, часть цены оплачивает сам Бенито Муссолини,

Всем, конечно, полагалось быть благодарными Вождю, но это было далеко не так. Дело в том, что словом «дуче» обозначался не только Верховный Благотворитель, но и произведенные по его распоряжению буханки. Когда посетители хотели купить одну из них, заказывали просто: «Дайте мне дуче», и все знали, что имелось в виду.

Однажды в очереди в пекарне находилась и моя мама. Когда уже почти пришел ее черед, перед ней стояла еще старушка, которая, попросив «дуче», добавила к просьбе несколько своевольный комментарий. Ничего страшного в нем, конечно, не было. Тем более призыва свергать Августейшего, никаких особенно язвительных замечаний по поводу его столь коварного человеколюбия. Старушка ограничилась парой сказанных тихо, почти шепотом, слов. «Хотелось бы самой посмотреть, – сказала она, – действительно ли дуче ест такой хлеб!» Другие немногие посетители вяло улыбнулись. Сколько таких колкостей люди бросали каждый день! Но дальше произошло нечто невообразимое, по крайней мере для посетителей небольшой пекарни, и скоро стало притчей во языцех.

В тот же день после обеда среди соседей по округе  стала ходить новость: «Слышали? Вчера вечером к старушке, которая живет на первом этаже третьего блока, пришла «милиция» и ее увезла!» Скажем сразу, в фашистской Италии под «милицией» понималась «Добровольная милиция национальной безопасности», то есть политическая, партийная полиция, которая сосуществовала, не всегда гармонично, с обыкновенной, государственной полицией. Первая подчинялась непосредственно руководству партии, то есть Муссолини, вторая по-прежнему официально – Министерству внутренних дел, но «добровольная милиция» верховенствовала. Это она и пришла к «божьему одуванчику» и скоренько его увезла. Куда? Скорее всего в каталажку.

Все стали обсуждать, когда ее освободят. При этом никто не понимал, за что ее посадили. На следующее утро все выяснилось. Часов в 11 старушка нашлась сама. Она пришла пешком, потому что у нее не было денег на такси. Впрочем, она даже не знала, что такое такси, где его найти и как можно пользоваться его услугами. «Товарищи» – как бы сказали в СССР, а на самом деле «камарады», как назывались в фашистских реалиях партийные люди, после допроса, продолжавшегося всю ночь, отпустили старушку, а попросту – бесцеремонно выставили ее за дверь, вернув жалкие 25 сантимов, изъятые поначалу из ее тощего кошелька.

Соседи, конечно, накормили и успокоили несчастную бабушку, а потом стали расспрашивать, зачем ее взяли, в чем обвинили и не было ли все это дело просто ошибкой.

Оказалось, что ошибки не было. Милиционеры хотели узнать от старушки, «кто вложил ей в уста» роковые слова, в которых она сомневалась, что дуче ест хлеб, названный его именем. Да никто, защищалась старушка, это просто болтовня. А какую реакцию, спрашивали ее, она хотела вызвать, произнеся такие слова? Она даже не понимала, что такое «реакция». «А вы знаете, что за оскорбление дуче вам могут дать до пяти лет тюрьмы?» – спросили ее, и старуха разрыдалась. А потом прозвучало самое страшное: «Но на первый раз мы можем просто лишить вас продовольственной карточки»… Это означало бы обречь старушку на голодную смерть или на вечное попрошайничество.

Бдительность – сестра сытости

Угроза лишить народ хлеба часто употреблялась в мире, а иногда бывало и бывает, что от этой угрозы или от ее исполнения меньше всех страдали именно те, против кого она обращалась. Это происходит особенно часто с уже упомянутыми «санкциями», то есть мерами торгового и финансового характера, которыми одно государство, или группа государств, или же помпезно звучащее «международное сообщество» пытаются вразумить какую-то сторону, чьи «капризы» мешают всем остальным. Эти санкции – уже не булочки. Санкции – это когда блокируются миллиарды евро (или долларов), принадлежащих стране-«изгою», останавливается экспорт-импорт определенных товаров и услуг, словом, все то, что сейчас видим вокруг России из-за несчастной истории с Восточной Украиной.

Мой пример из далекого детства лишь показывает, что   никакое выступление общественности не помогло бы бедной старушке. Во-первых – при таких режимах, какой был в фашистской Италии, не стоит даже пытаться мобилизовать общественность на дело, не угодное партии.  А во-вторых, было бы гораздо легче мобилизовать общественность против бедной старухи. Но в этой истории был и другой тревожный элемент. Используя пищу как оружие, власть имущие смогли разрушить благо еще более драгоценное, чем еда.

Им удалось изъять взаимное доверие из небольшого общества соседей. Значит, рассуждали люди, мы тут давно знали друг друга и вдруг оказалось, что среди нас есть шпион. Отныне мы больше не посмеем рассказать и самый безобидный анекдот. Не зря, значит, при любой диктатуре появляется один и тот же плакат: «Молчи, враг тебя слушает».

Рим

статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1820
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1142
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
838
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1122

Другие новости