История меняет виды оружия и характер войн. Один лишь хлеб претендует на вечность. Фото Reuters
На мой взгляд, пока крайне преждевременно делать выводы о неких новых и устойчивых тенденциях во взаимодействии России со странами СНГ, в том числе Узбекистаном. С одной стороны, понятно, что международная ситуация в связи с событиями в Украине и вокруг Украины меняется, причем очень динамично. С другой стороны, изменения в международной ситуации пока сказались в основном лишь на обострении отношений России с Западом и не привели к изменению всей системы отношений между Россией и странами СНГ: для этого нужно больше времени и больше динамики. Тем более что политика России и других стран СНГ до сих пор по большому счету «реактивна», то есть зачастую представляет собой реакцию на изменения в той же международной обстановке, в первую очередь в политике наиболее крупных глобальных игроков. Именно вокруг этого пока и возможно строить основные предположения, причем всегда добавляя слово «если», «возможно», «вероятно» и «скорее всего».
Если ситуация в Украине не выйдет за некие рамки более или менее приемлемого для России и Запада сценария, то следует ожидать стагнации конфронтации между Западом и Россией примерно на нынешнем уровне. Этот уровень, на мой взгляд, пока не следует характеризовать как холодную войну: до нее в реальности еще очень и очень далеко, если вообще имеет смысл само понятие «холодная война» в контексте нынешнего кризиса. Для холодной войны нужен конфликт двух идеологий, двух систем. У Запада-то есть некие идеология и система. А что у России?
В случае развития ситуации в таком направлении наиболее вероятно, что кардинальных и резких изменений в отношениях между Россией и странами СНГ пока ожидать не следует. Да, возможны некоторые «сезонные» похолодания и потепления, но их и так было достаточно ранее, еще до известных событий в Украине.
И, наоборот, если ситуация в Украине выйдет за рамки приемлемого для России и Запада сценария, то тогда делать предположения еще сложнее. Если это «война», то тогда «война» по всем направлениям и до победного конца… Понятно, что постсоветское пространство в стороне не останется. Понятно и то, что в таком случае изменятся и сами принципы отношений между Россией и СНГ.