Требуется способность самостоятельно ставить цели, находить ресурсы, организовывать коллективные действия, достигать результата. Общественные дискуссии полны разговоров о том, как мы подготовим специалиста, который придет на какое-то действующее предприятие. А как его создать, организовать? Кто за это возьмется? Выясняется, что организовать некому.
Поэтому наши лучшие люди уезжают на Запад, встраиваются и показывают прекрасные результаты. Мы говорим, что отличное образование. Да, они используют структуру, созданную другими народами. А собственный человеческий муравейник сложить не удается. Поэтому, если даже самое прекрасное образование будет готовить прекрасных специалистов, они будут просто уезжать туда, где они смогут использовать свои возможности. По существу – образование. Сейчас опять говорится про знания. Система очень сильно ориентирована на знания, набивание человека ворохом информации для игры в «Что? Где? Когда?».
Хуже с компетенциями, навыками. Люди выходят из вуза, совсем не умея делать простейшие вещи. У многих вообще проблемы с социализацией. Ни на одном уровне образования человека практически не готовят к жизни в обществе. Нет реальных дебатов, где люди занимали бы и отстаивали разные точки зрения. Нет совместных проектов, командной игры, нет освоения социальных ролей. В результате выходят люди, которые являются узкими специалистами для работы опять же в привычном индустриальном укладе. Но они не могут самоорганизоваться и создать что-то новое и достойное времени.
По существу мы видим, что в обществе на любых уровнях используется только одна социальная технология – вождь и племя. Иное мы никак не можем освоить. Нам не создать ни одной демократической партии, ни одной дееспособной организации среди интеллигенции, у нас что ни творческий союз, то сразу же вечно несменяемые вождь и племя, которое должно выполнять все его команды и призывы. Поэтому система образования в этом смысле совершенно не работает на создание самоорганизующегося человеческого потенциала. Поэтому социализация – это один из ключевых ориентиров для работы в школе и в вузе.
Нужна поддержка общественной активности. Оттуда и идут попытки коллективного действия, всевозможные студенческие, школьные группы, объединения. Правда, и тут государство «кошмарит» общественные организации, обзывает их иностранными агентами и считает, что все, что вне его контроля, должно зачищаться.
Очень важна такая компетенция, как умение быть предпринимателем. Это ключевая вещь, без этого ничего не создать. Но опять же власть чаще всего рассматривает предпринимателя как преступника, временно гуляющего на свободе. Последняя инновация партии «Справедливая Россия»: один из депутатов внес законопроект, согласно которому, если предприниматель сидит в тюрьме и не расплатился с государством или кредиторами, то деньги можно взять с его родственников. То есть предприниматель рассматривается как террорист.
Пока предпринимательское искусство не будет рассматриваться на уровне воинской доблести, я думаю, ничего не сдвинется в лучшую сторону.
И вообще для того чтобы что-то сдвинулось в масштабах страны, надо где-то брать лидеров созидания, а не разрушения. Для такого поиска нужно запускать настоящую конкурентную систему политических выборов, начиная от местного самоуправления и до самого верха. Это должны быть выборы мажоритарные, выборы персональных глав исполнительной власти на всех уровнях. Потому что в противном случае у нас не будет никаких лидеров-управленцев ни в экономическом, ни в политическом смысле.
А задумывались ли мы о том, почему у нас из оборота уже давно исчезло слово «свобода»? Я могу так сказать, что в постиндустриальном обществе без свободы вообще жить невозможно. Это тот ингредиент, который позволяет двигаться дальше. Иначе мы будем оставаться в непонятно какой фазе развития. Да и возможно ли то, что называется развитием, считать таковым в отсутствии свободы?