Но есть в Штатах люди, которым этот принцип смешения народов и рас глубоко враждебен. Самая старая организация, не признающая американскую идею «плавильного котла», – ку-клукс-клан – была основана в позапрошлом веке одним из бывших южных генералов Гражданской войны (1861–1865) с целью не дать только что освобожденным рабам Юга подняться из нищеты и сделаться полноправными членами общества.
Казалось бы, когда это все происходило? Наверняка все уже кануло в Лету... Да нет, живы ревнители белой кожи! Правда, на сегодняшний день клан не слишком популярен и скромно держится в тени. Кроме него на Юге и на Среднем Западе гнездятся многочисленные мелкие группировки неонацистов. Один из их лидеров по имени Билл Уайт жил еще недавно в моем городе и постоянно оказывался в тюрьме то за вымогательство денег у бывшей жены, то за угрозы учинить насилие над своими жильцами. По иронии судьбы, Уайт домовладелец и сдает квартиры бедным афроамериканцам.
Мелкие группировки расистского и националистического толка избегают публичности. Единственная экстремистская организация, не боящаяся привлекать к себе внимание, называется «Сыны ветеранов Конфедерации».
«Сыны» не призывают к насилию и не настаивают на расовом превосходстве. Они лишь утверждают, что рабовладельческие штаты Конфедерации Юга боролись в Гражданскую войну за правое дело против натиска агрессивных либералов и ненавистных им янки. В настоящий момент большинство членов этой организации одновременно являются членами неонацистских группировок или ку-клукс-клана.
Раз в году, в январе, «Сыны ветеранов Конфедерации» устраивают в моем городе торжественный парад. (Город выбран не случайно – именно в Лексингтоне, в штате Виргиния, похоронены два самых знаменитых южных генерала – главнокомандующий южной армией Роберт Ли и Томас Стоунволл Джексон). На этом параде мужчины одеты в старинные формы солдат Юга. В руках у них ружья времен гражданской войны с заново отполированными штыками и флаги южной конфедерации с двумя усыпанными звездами диагональными синими полосами, крест-накрест пересекающими красный фон. К этому дню самые преданные делу участники не только отращивают бороды, но, чтобы выглядеть более похожими на своих заморенных войной предков, даже специально худеют – южная армия хронически страдала от нехватки провизии. За мужчинами, кутаясь в шали, идут женщины в кринолинах и чепцах.
Город взирает на это спокойно – любые демонстрации защищены американской Конституцией. Но «Сынам» неймется. За последнее 15 лет южные радикальные группировки то пытаются не допустить снятия флага Конфедерации со здания государственного совета в Южной Каролине, то хотят склонить техасские власти печатать номера машин на фоне флага Конфедерации.
Попытки эти кончались поражением. Но два года назад «Сынам» удалось временно уломать городской совет Лексингтона и заставить в день своего парада вывесить флаги Конфедерации по всему городу, прикрепив их к фонарным столбам. В городской совет «Сыны» пришли большой делегацией и со своим юристом, припугнувшим городскую администрацию дорогостоящими судебными разбирательствами в случае отказа. «Эти люди вели себя угрожающе, и после заседания мне было страшно выйти на парковку», – сказала мне единственная афроамериканская женщина в горсовете.
Вот так маленький южный городок с чистенькими улицами, кафе, где можно выпить неплохой эспрессо, с уютными ресторанчиками и общим настроем сонного благополучия неожиданно превратился в зону гражданского конфликта. «Когда я увидела эти флаги, решила, что буду объезжать центр города, пока их не снимут», – поделилась со мной одна чернокожая жительница города. «Один из этих флагов висел прямо перед дверью черной баптистской церкви. Это было безобразно и оскорбительно», – сказал один из прихожан.
Но и белое население города встрепенулось. «Я являюсь прямым потомком офицера армии Конфедерации. Я не отворачиваюсь от прошлого, но считаю, что наша нация стала лучше со времен Гражданской войны. Флаг Конфедерации – это символ аморального эпизода нашей истории. И этот флаг оскорбляет всех граждан, а не только тех, чьи предки были рабами», – заявила преподаватель местного университета Робин Ла Бланк на последующем заседании горсовета. Не прошло и месяца, как горожане собрали несколько сотен подписей под петицией, требовавшей, чтобы городские власти запретили использование городского имущества, то есть фонарных столбов, в целях расистской пропаганды.
«Эти люди имеют право нести свои флаги в руках, прикреплять их к своим машинам, вывешивать их из своих окон, но они не должны навязывать свои флаги городу», – сказала одна из организаторов петиции. «Сыны» тоже не дремали. Собрав сторонников со всех южных штатов, они устраивали демонстрации перед домом мэра города, немолодой белой женщины. Они посылали письма с угрозами авторам петиции, печатали гневные послания в региональной газете, призывали к бойкоту местных магазинов и ресторанов. А однажды над городом появился самолет, за которым летел привязанный на веревке транспарант со словами «Позор Лексингтону». Но город себя отстоял, и последующая череда судебных разбирательств («Сыны ветеранов Конфедерации» подали, как обещали, в суд) была выиграна противниками флагов. Американская глубинка не поддерживает расизм и, если нужно, оказывает сопротивление.
Согласно «Юридической ассоциации Юга», следящей за возникновением экстремистских группировок, расизм присущ не только белым. В настоящий момент «Юридическая ассоциация» насчитывает три основные афроамериканские группировки, зеркально отражающие белый расизм – ненависть к другим расам, непримиримость по отношению к смешанным бракам и антисемитизм. Самая многочисленная из этих группировок – «Нация Ислама», но и организация «Новые черные пантеры» начала в последнее время набирать силу. В июле этого года мне довелось побывать на одной из демонстраций черных экстремистов в Нью-Йорке. Поводом для демонстрации было признание судом невиновности молодого латиноамериканца, застрелившего черного безоружного подростка по имени Трейвон Мартин. Суд был во Флориде, но протесты прошли по всей стране. В Гарлеме, районе Нью-Йорка, где с начала ХХ века живут в основном афроамериканцы, на одной из площадей протестовать против решения суда собралось человек 300 черных сепаратистов. Первым делом мужчины развернули трехцветные флаги, на которых черный цвет символизирует расу, зеленый – обетованную землю, где нет белых, а красный – мученически пролитую кровь. (Флаг этот был создан в 20-е годы Маркусом Гарви, жителем Нью-Йорка и первым панафриканским националистом, радевшем о чистоте черной расы).
Затем последовали воззвания: «Отомстим за безжалостно убитого Трейвона!», «Жизнь за жизнь!», «Не доверяй белотелым!» «Они нас продавали, нас покупали, нас эксплуатировали! Пусть отдают нам долги!». «Месть! Месть!», – скандировали слушатели, и казалось, что весь Гарлем охвачен воинственным пылом. Но не прошло и часа, как флаги были свернуты, толпа начала расходиться. На противоположной стороне площади мирная жизнь летнего вечера не замирала ни на минуту: в кафе сидели люди, магазины были полны покупателей. Продавец книг, афроамериканский мужчина средних лет, разложил свой товар там, где только что была демонстрация. «Все это деление людей на белых и черных ужасно устарело», – сказал он мне.
«Мы исходим из самоочевидной истины, что все люди созданы равными», – гласит Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 года. Эту фразу со школьной скамьи знает каждый американец. Хотя не все признают эту истину самоочевидной, американский расизм на сегодняшний день живет в основном по темным углам, не поддерживаемый большинством.