Здесь был не Гринпис... Фото Reuters
Что движет толпой, собравшейся под радикальными лозунгами? Почему так меняются лица и действия людей, когда раздается чей-то призывный истошный крик? Сколько разума остается в голове русского парнишки, когда он вместе с товарищами начинает бросать «зиги» на площади? Может ли толпа вообще обладать неким интеллектом?Об этих и других проблемах журналистка Татьяна АНТОНОВА побеседовала с психологом-психоаналитиком, членом Всемирного совета по психотерапии Александром Матвеевичем КАНТОРОМ.
– Александр Матвеевич, что должно произойти в молодом человеке, родившемся в послевоенной России, чтобы он стал сторонником идеологии, которая принесла нашей стране и миру столько бед и трагедий?
– Националистические идеи в той или иной форме формировались всегда. В их основе лежит принцип, базовый для сознания каждого человека. Это принцип идентификации со своим телом, цветом кожи, языком. Из него появился и другой важный принцип: «Свой – чужой». Все, что на нас не похоже, нас настораживает. В мягкой форме эти принципы порождают так называемую национальную идею. А национализм и фашизм, превосходство расы или класса – это более жесткие формы той же идеи, естественной для любого человека. Однако эти жесткие формы появляются в периоды кризиса, когда люди испытывают влияние сильнейших травматических факторов. Война, потеря близких, работы, а то и просто будничная история: «как жить, когда вокруг все так дорого», – все это травмирует психику и накладывает на нее неизгладимый отпечаток. Именно на этом фоне и появляются различные лидеры со своими лозунгами. На травмированных людей призывы о спасении нации и изгнании ее врагов действуют как мантра.
– Неужели просто лозунги способны так действовать на состояние человека?
– Конечно. Они успокаивают, помогают сбросить нагрузку. Травмы и страхи настолько сотрясают личность. А лозунги предлагают легкий язык, и для травмированного человека это то, что надо. Причем придумать можно абсолютно любой лозунг, начиная от безобидного «Спартак – чемпион» и заканчивая «Бей тех, спасай этих». Лозунг – это заменитель таблетки от стресса.
– А сами лидеры, на них самих лозунги действуют как и на толпу?
– В большинстве случаев это люди уже кем-то «прокачанные». Их научили, что, где и как надо говорить. У меня на факультете когда-то училась дочка одного из самых «громких» сегодняшних националистов. Этакая бойкая блондинка, которую папа «накачал» лозунгами и идеями превосходства русской крови, неприятия всего импортного. И в то же время на учебу она приходила в одежде от весьма неплохих итальянских дизайнеров. То есть лозунги ее не заставили отказаться от брендов в пользу сарафана и кокошника. В ответ на ее пламенные речи я предложил ей поразмыслить над одним фактом: Анна Ахматова родилась в Одессе, настоящая ее фамилия – Горенко. Известна стала под татарским псевдонимом, а жизнь закончила в селе Домодедово Московской области. И весь мир ее считает великой русской поэтессой.
Но часто простейшую логику в человеке перебивают сильные эмоции, базовые страхи выживания, страх перед чужим. Это и составляет бэкграунд, фон, на который уже можно наслоить любые установки. Все эти страхи настолько сильны и травматичны, что для них, как я уже сказал, нет словаря. Это своего рода мантра, заклинание – все это работает на уровне магического мышления и действительно выручает человека в трудной ситуации точно так же, как мат. Ведь что такое обсценная лексика? Это своего рода заклинание, защитная реакция человеческой психики на травмирующую ситуацию. Вроде выругался – и легче стало.
– То есть даже самая политкорректная и грамотная формулировка, услышав которую, филологи начнут аплодировать, не может выразить реальное отношение человека к происходящему?
– Конечно. Потому что человеку привычнее думать: вокруг такое происходит, что слов нет. Фашистские лозунги действуют точно так же, только они еще сильнее упрощают модель поведения, манипулируют человеком на уровне антропологических рефлексов и того самого магического мышления. Ведь любая фраза, которую надо заложить в головы людям, должна быть очень простая и емкая: мы – они.
– Но страхи – это одно. А какова чувственная, психологическая основа идеи о превосходстве одной нации над другой?
– У психологов и антропологов есть объяснение этому явлению, которое упрощенно называется «принципом крокодила». Для крокодила важны две базовые вещи: половое доминирование и корм. Отсюда рождается и главенство на территории. Если чужак забредет в его болото, на нем моментально смыкаются челюсти. И это абсолютно правильно и логично: сегодня чужой займет территорию, на которой крокодил всегда жил, а завтра тот лишится возможности есть и размножаться. Именно поэтому он будет убивать каждого, кто посягает на его жизненное пространство.
То же самое на своем уровне развития переживает и человек. Инстинкты выживания движут абсолютно всеми, но могут принимать совершенно разные, порой очень сложные логические формы. Если на вас кто-то нападает, вы должны вцепиться нападающему в горло, причем сделаете это инстинктивно. У вас сразу сработает принцип «свой – чужой». Вы будете защищать свое тело, свое пространство и воздух в нем. Это базовые принципы, которые являются основой этнического чувства. А уже на эти принципы можно наслоить любую политику и идеологию, даже самую интернационалистическую. К примеру, идеология большевизма строилась на отрицании любых национальностей. Но магическое мышление на уровне «свой – чужой» никуда не делось: возникла классовая борьба, лозунги «Фабрики – рабочим, земли – крестьянам» и гротескные плакаты, изображающие буржуя. Кстати, эти плакаты – тоже проявление магического мышления, где главенствующую роль играет осознание человеком своего тела. Буржуй – толстый, а крестьянин-бедняк – худой.
Именно так. У Блока в поэме «Двенадцать» есть гениальные строчки: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». Но на месте буржуя может оказаться любой: кавказец, еврей, олигарх – никакой принципиальной разницы с точки зрения психологии нет.
– Но толпа, которая осаждала овощебазу в Бирюлеве, она же не за пищу и воду пришла бороться? Там уже срабатывает что-то иное?
– Здесь есть несколько причин. Первая из них связана с поведением человека в толпе. Человек намеренно стремится попасть в толпу. Она заставляет человека терять свое лицо, и психоаналитиками это очень хорошо изучено. Об этом писали и Гитлер в Mein Kampf, и Фрейд. В толпе человек теряет то, что наука называет «сверх-я», то есть он отождествляет свою совесть с толпой. Кроме того, огромное скопление людей рождает чувство защищенности, даже некое подобие телесной близости ребенка с матерью. Любое общественное движение создает малая группа лиц, где профессионалы действуют на уровне обмена идеями. А толпа действует не идеями, а эмоциями. Это явление заинтересовало ученых еще в начале прошлого века, когда активно стали формироваться рабочие и националистические движения. Тогда же была написана книга о французской буржуазной революции под названием «Революционный невроз». На самом деле состояние человека в любой толпе – это не столько невроз, сколько психотическое состояние приподнятости духа, осознания себя важным и нужным обществу. Причем такое поведение совершенно нормально с точки зрения психоанализа. А для некоторых толпа и конфликт – это проявление рыцарства. К примеру, студент МФТИ идет в Бирюлево в общем потоке людей мстить за свою девушку, которую азиаты оскорбили своими знаками внимания.
– Все-таки толпа может преследовать как позитивные, так и деструктивные цели?
– Естественно. Толпа поклонников симфонической музыки или какого-то нобелевского лауреата в корне отличается от толпы людей под фашистскими лозунгами. Конечно, в Бирюлеве могли быть и случайные люди. Но в большинстве своем это были люди, которые переживают какой-то стресс, травму или конфликт.
Насчет пива и сигарет – это мы почти как
депутаты... Фото Reuters |
– Разумеется. В первую очередь бирюлевскую толпу людей волновали иммигранты. С одной стороны, они рабы, получающие здесь копейки. А с другой – они давят на рынок, отбирают рабочие места у русских. Причем иммигранты выполняют роль штрейкбрехеров: ими манипулируют, а они, в свою очередь, подрывают спокойствие коренного населения. Они сейчас стали такой же искрой, как в Средние века евреи. В ту эпоху евреям в Европе запрещалось владеть землей, но разрешалось заниматься торговлей и ростовщичеством. А христианам как раз торговать было нельзя. Но когда евреи в своем бизнесе преуспели и в условиях капиталистического рынка стали чувствовать себя увереннее, для европецев они стали «крайними». В основе этой ненависти лежит конкуренция.
– Мы боимся мигрантов? Потому что так не уверены в себе?
– Для неуверенности есть основания. Во-первых, чужак опасен потому, что он отбирает у меня работу. Ну или меня в этой угрозе убедили, принципиальной разницы здесь нет. А во-вторых, мы боимся всего непохожего: традиций, культуры, поведения. Существуют ведь не только белые расисты. Есть расисты и черные, которые боятся белых. Когда в стране есть какое-то неблагополучие, политическое или экономическое, человек оказывается в пограничной ситуации. В этот момент он сползает в магическое мышление и мыслит архаически: если есть возможность дать отпор, вы применяете оружие или как минимум кулаки, ведь чужак угрожает основам вашего существования, ведет себя как животное. Более того, по законам магического мышления вы обязаны так себя вести, чтобы себя защитить. В ситуации грани выживания, когда вам нечего есть и пить, или у вас отбирают последнее, всегда действует принцип «против лома нет приема, кроме лома». Конечно, мигранты совершают иногда преступления, пристают к русским девушкам. Но проблема в том, что они попадают на уже существующий личный страх коренного населения. Это очень сильный страх людей, которые регулярно получают психические травмы. В таких условиях уже не важно, доброжелателен чужак или нет. Для агрессии и ненависти достаточно того, что он на нас непохож.
– Я, например, слабо верю в то, что начнутся выступления москвичей, желающих получить рабочие места дворников, которые сейчас в большинстве заняты гастарбайтерами. Или все-таки найдутся лидеры и лозунги, чтобы возглавить и такой протест?
– Вряд ли вы лично пойдете на такой митинг. Ведь рабочее место у вас отнимает не нация, а конкретный человек. Однако лидерами националистических движений и это обстоятельство может быть доведено до максимальной степени обобщения. То есть из конкретного дворника раздувается слон до масштабов нации.
– Почему же гастарбайтеры вызывают такую волну негодования не только у русских работников сферы торговли или ЖКХ, но и у высокооплачиваемых юристов, врачей, топ-менеджеров? Им-то какое дело, жизнь ведь и так удалась?
– А вот здесь идет явное навязывание идей определенными политиками или прессой. Ведь отдельные СМИ могут принадлежать какому-то сообществу, где принято высказываться в духе национализма. В любом случае люди принимают эти идеи в первую очередь потому, что им так комфортнее. Мышление в стиле «мы – они» – это очень удобно и просто, так как есть на кого свалить вину, причина всех бед и проблем – это «ОНИ». Хотя для некоторых фашизм – это средство достижения карьерных целей. В свое время коллеги Эйнштейна говорили о Гитлере, что его идеи – это «еврейская физика». Манипуляция, одним словом, затормозившая создание атомной бомбы. Что касается успешных образованных людей, то они образованны в чем-то одном. Человек по сути фрагментарен. Так что в любой другой сфере ему можно навязать что угодно.
– Получается, что единой идеи у толпы националистов нет? А как же идея любви к России?
– У толпы вообще нет идеи. Есть только базовые эмоции, работающие по принципу «свой – чужой». А насчет любви к России – в свое время Чаадаев писал, что он говорит о родине правду, потому что любит ее, но ее это раздражает. Так что «любовь к России» – это замыленный политический лозунг. Можно смело выставить на один уровень высказывания «Спартак – чемпион», «Люблю Россию» и «Бей черных». Задача у них одинаковая: мотивировать людей на действия максимально простым и понятным для них способом. Лозунги националистов работают на уровне детского мышления, когда у человека еще не сформировалась логика.
– У меня есть знакомые, которые ходили на подобные митинги, а потом даже не могли объяснить – зачем. Так бывает?
– На этот счет есть русская пословица: «Куда Илья, туда и я». Одни идут под знамена со свастикой, потому что там же стоят знакомые, приятели. Другие – ради шанса реализоваться. Для молодежи это чаще флешмоб, «прикол» и «туса». Мол, ребята свои собрались, пойду и я тоже. К тому же толпа под любыми лозунгами – это сила. У Гегеля есть замечательное выражение: «Почему сила лучше, чем право? Потому что право нужно доказывать». А силу, основанную на простых лозунгах о превосходстве рас или наций, доказывать не надо. Она и так подкреплена толпой.
Что такое быть патриотом? (несколько вариантов ответа) | ||||
| окт. 2000 | дек. 2007 | окт. 2010 | окт. 2013 |
Любить свою страну | 58 | 66 | 59 | 59 |
Защищать свою страну от любых нападок и обвинений |
24 |
21 |
22 |
21 |
Стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее |
23 |
21 |
22 |
21 |
Считать, что твоя страна – лучше, чем другие страны |
17 |
18 |
21 |
21 |
Работать/действовать во благо/для процветания страны |
35 |
27 |
27 |
21 |
Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была |
12 |
10 |
13 |
11 |
Считать, что у твоей страны нет недостатков | 4 | 4 | 6 | 6 |
Другое | 3 | 3 | 4 | 3 |
нет ответа/затрудняюсь ответить | 10 | 6 | 9 | 6 |
Как вы считаете, как изменились за последнее время разговоры чиновников о росте патриотизма в стране (окт. 2013)? | |
Значительно увеличились | 12 |
Несколько увеличились | 30 |
Не изменились | 28 |
Несколько уменьшились | 6 |
Значительно уменьшились | 5 |
Затрудняюсь ответить | 20 |
Считаете ли вы себя патриотом России? | ||||
окт. 2000 | дек. 2007 | окт. 2010 | окт. 2013 | |
Да | 77 | 78 | 70 | 69 |
Нет | 16 | 12 | 19 | 19 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 9 | 11 | 13 |
Возможны ли в настоящее время массовые кровопролитные столкновения на национальной почве в месте, где вы живете? | ||||||
| июль | июль | окт. | нояб. | нояб. | окт. |
| 2002 | 2007 | 2008 | 2011 | 2012 | 2013 |
Определенно да | 5 | 6 | 4 | 6 | 3 | 6 |
Скорее да | 19 | 16 | 16 | 14 | 20 | 19 |
Скорее нет | 43 | 46 | 41 | 40 | 45 | 45 |
Определенно нет | 25 | 22 | 30 | 28 | 23 | 19 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 10 | 10 | 12 | 9 | 12 |
Как изменились за последнее время патриотические чувства населения (окт. 2013)? | |
Значительно увеличились | 4 |
Несколько увеличились | 20 |
Не изменились | 37 |
Несколько уменьшились | 15 |
Значительно уменьшились | 9 |
Затрудняюсь ответить | 15 |
Источник Левада-Центр |