А «верхи» не хотят? Или не могут? Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Сегодня уже ясно, что спустя 20 лет после распада СССР ни властью, ни элитами не было предложено идеи, которая смогла бы заполнить тот моральный и идеологический вакуум, который наступил в результате, говоря словами Владимира Путина, «крупнейшей катастрофы XX века». А растущее недоверие россиян к власти сводит почти на нет шансы на то, что если такая идея и появится, то она получит широкую поддержку. Политика последних лет, популизм власти и последовательное неисполнение ею своих обещаний еще более увеличили разрыв между «верхами» и «низами».Теряем человеческий капитал
За последние 20 лет Россия понесла значительные потери человеческого капитала. Достаточно сравнить эти утраты по ИЧК (индекс человеческого капитала), взяв для этого всего три составляющие – образование, организаторские и предпринимательские способности личности и характеристики семьи.
Особенно сильно этот ресурс понизился в сельской местности у поколения 30-летних и младше – почти на треть. Это во многом связано с оттоком населения. Произошло не только падение ИЧК, но и возникла проблема его неравномерного распределения между разными типами поселений и поколениями.
Другая проблема, тесно связанная с ростом неравенства, – сильная дифференциация человеческого капитала между различными слоями населения.
Значимый вклад в ухудшение качества человеческого капитала вносит также утечка мозгов на Запад. В последнее время этот процесс стал замедляться, но потенциал роста эмиграции все же большой. По данным Всемирного банка, ежегодно в страны ОЭСР из России уезжает примерно 0,2% населения, в основном это квалифицированная рабочая сила. Но мечтающих покинуть родину в разы больше (по данным опроса ИС РАН – в 10 раз).
Кроме того, отмечаемый властью рост доходов происходит неравномерно и улучшает в первую очередь уровень жизни наиболее обеспеченных слоев населения, в то время как бедные так и остаются бедными. Вертикальные социальные лифты работают плохо и не оставляют шансов большинству наших граждан подняться, что приводит к еще большей апатии в обществе.
В системе ценностей населения современной России на первом месте стоит материальное благополучие. Нация победителей превратилась в нацию потребителей. Показное потребление элит и пропаганда престижного потребления в СМИ сыграли свою роль. В условиях крайне неравномерного распределения доходов и высокой доли малообеспеченных людей происходит еще большая атомизация общества.
Нынешнее молодое поколение очень слабо ассоциирует себя с родиной, не знает ее истории и не готово ее защищать. Утеряно чувство общности с гражданами своей страны. Ослабевают не только гражданские чувства, но и семейные.
Изменилось отношение к работе. Если в советские годы она рассматривалась не только как источник материальных благ, но и с позиций социального статуса, самореализации, то сегодня труд видится большинством лишь как источник материального дохода. Ценность «интересной работы», по данным опроса ЦЕССИ, снизилась с 41 до 29%, а «уважения окружающих» – с 27 до 17%.
Это привело к изменению иерархии факторов личного успеха. Резко выросла доля населения России, которые видят причину жизненного успеха в случайных внешних факторах: везение, связи с нужными людьми, материальная помощь родителей, наличие влиятельных родственников и т.д. Все это отражает реальную ситуацию – повсеместную коррупцию и клановость российских элит.
«О, мой генералиссимус прекрасный...»
Криминализация власти не может не обращать взоры многих наших граждан в советское прошлое, в котором, как им кажется, нынешних безобразий не было. Но хотя еще около половины населения именно так воспринимают СССР, эта доля постоянно снижается – за счет естественного уменьшения числа тех, кто жил под руководством КПСС. Да и сама тоска по советским временам уже бесперспективна: восстановление СССР в его прежнем виде готовы поддержать всего 16% опрошенных год назад (опрос Левада-центра, 2013 год).
Интересно, что главной причиной ностальгии по СССР называется утрата чувства принадлежности к великой державе (52%). Очевидно, этот феномен заполнял место нынешнего ценностно-нормативного вакуума. А также поддерживал солидарность и взаимодоверие в обществе.
Когда предлагают оценить роль Сталина, в целом положительные оценки дают 49% россиян. В то же время, несмотря на положительные оценки, наши граждане не считают, что Сталин способствовал осуществлению массовых народных чаяний. Всего для 10% россиян, по данным опроса ИС РАН, он является символом народной мечты. При этом, согласно опросам, безусловно положительные и безусловно отрицательные оценки дают не более 10% населения. У большинства нет однозначной позиции в отношении Сталина – 40% оценивают его «скорее положительно» и 22% «скорее отрицательно». Тем не менее на фоне положительной оценки Сталина у большинства россиян (55%) его смерть ассоциируется с прекращением массовых репрессий и террора (с потерей вождя и учителя – только у 18%).
В основе роста популярности Сталина, во-первых, – естественное желание обрести сильного лидера, способного навести порядок в стране, извести коррупцию, несправедливость и воровство.
Во-вторых, Сталин – это продукт нынешней политической пропаганды. Его роль значительно возросла благодаря повышенному вниманию к этому персонажу руководителей страны и партии власти. Как отмечает в своем исследовании социолог Лев Гудков, «начиная с 2002–2003 годов Сталин открыто становится предметом телевизионной пропаганды и политической рекламы».
В целом же можно говорить не столько о положительной, сколько об отрицательной переоценке советских политических лидеров. Фигура Сталина – исключение. Так, если она стала для россиян более значимой, то роль Ленина с 1989 по 2012 год снизилась почти в 2 раза. Зато выросла доля тех, кто согласен с призывами вынести тело Ленина из Мавзолея.
Таким образом, хотя и рано говорить, что Россия рассталась с советским прошлым, в сознании ее граждан эпоха СССР становится все менее значимой.
В то же время россияне слабо поддерживают интеграцию с Западом, хотя им и близки западные ценности. На вопрос «Ощущаете ли вы себя европейцем?» большинство населения ответило отрицательно (опрос ИС РАН, 2012 год). При этом 67% опрошенных считают, что России не подходит «западный вариант общественного устройства». Универсальным такой вариант признали всего 4%. А «сильную» общность с европейцами ощущали тогда всего 1,7%. Как в середине 1990-х, в 2000-х наши люди устойчиво предпочитают ориентацию на традиции и особенности России.
Среди мифов и рифов
К особенностям России часто относят патернализм, якобы исторически присущий нашему обществу. В патернализме россиян обвиняют все. Это слово стало настолько привычным, что, по сути, провозглашено главной нашей проблемой и язвой общества. Этот миф очень удобен – и для власти, и для оппозиции. Если власть видит в патернализме главную причину своих неудач, то оппозиция – основной источник роста популярности власти.
Но если сравнить запросы населения России к своей власти с аналогичными ожиданиями всяческих забот в других странах, то окажется, что мы не самые назойливые просители. Причем наши запросы продиктованы сравнительно низким уровнем жизни, слабой социальной защитой и почти отсутствием отлаженной системы обеспечения безопасности граждан. На этом негативном фоне ширится общее недоверие к государству, к тому, как оно распоряжается деньгами налогоплательщиков, усиливается критика власти, плохо выполняющей ключевые социальные функции.
Еще один миф, уходящий корнями в советское прошлое, – коллективизм наших граждан. К сожалению, социологи не подтверждают массовое распространение этого качества. За 20 лет стремление быть полезными обществу сократилось более чем в 4 раза. И это является одной из главных проблем российского общества, которое при таких показателях вряд ли скоро станет гражданским. Не надо никаких исследований, чтобы сегодня заметить колоссальный приоритет личных интересов над коллективными. В обществе снижаются доверие и взаимопомощь. Ослабляются дружеские отношения и даже родственные связи.
А вот основная причина остановки демократизации, по мнению большинства опрошенных, – не неготовность общества к демократии, а то, что российский правящий класс предпочел этой безусловной ценности собственность и власть.