0
9947
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

25.06.2013 00:01:00

Парадоксы ненависти

Никита Елизаров

Об авторе: Никита Елизаров – блогер (текст печатается с сокращениями)

Тэги: хипстер, общество


хипстер, общество Высокий полет над реальностью. Фото Владлена Варламова

У себя на Facebook я обнаружил сгусток ненависти. Обсуждали ролик про хипстеров. Мой давний приятель выложил его у себя на стене, написав всего два слова: «Образ врага». Участники дискуссии выражали обеспокоенность судьбой отечества, а хипстеров предлагали сжигать на костре. Я даже спросил журналиста и главного героя этого ролика, что происходит, но его ответ, который сводился к тому, что это Россия, меня не устроил.
«Почему люди ненавидят хипстеров?» – спрашивает Guardian. В заметке, опубликованной под этим вопросом, ответа нет, так как прежде чем его давать, нужно было разъяснить, кто это собственно такие. В итоге получился впечатляющий перечень безуспешных попыток это сделать. Казалось бы, вывод о том, что хипстеров на самом деле не существует, напросился автору сам собой. Однако это интеллектуальная трусость. Ведь в статье также был приведен и не менее впечатляющий список блогов, изданий и клипов на YouTube, иллюстрирующих всю существующую ненависть к якобы несуществующим хипстерам. Очевидно, что у авторов всех этих медиа никаких проблем с идентификацией хипстеров нет. Хипстеры – это не они.
Вообще, отрицание как философская категория является ключом к пониманию феномена хипстеров. В юности все так или иначе сталкиваются с проблемой самоидентификации. Примкнуть к какой-либо молодежной субкультуре – это самое простое и банальное ее решение. Менее очевидное решение – это идентифицировать себя посредством отказа от идентификации.
Я вспоминаю, как лет десять назад работал в одном журнале, главред которого уговаривал меня с другом, чтобы мы сдали ему наших героев по жизни, хотел поставить их на обложку. А у нас их попросту не было. Я и сейчас презираю людей, которые на кого-то равняются всего лишь чуть меньше, чем тех, кто равняется на Бога. Быть на кого-то похожим мне казалось унизительным и, выбирая, что читать и что слушать, я взвешивал не только свой субъективный интерес, но и то, насколько это непопулярно. Я даже обиделся на замглавреда, когда он назвал меня «модным парнем». И не потому, что я не был модным, а потому, что сам факт применения ко мне любого определения был мне отвратителен.
В то время хипстеров в Москве еще не было, а мы с другом – были, как и наши друзья. И здесь нет никакого парадокса, потому что хипстер – это категория внешняя по отношению к самим хипстерам. Мы растворялись в массах, наш удельный культурный вес был настолько мал, что не вызывал в обществе иммунной реакции. Но все изменилось, когда сама идея идентификации через отрицание идентификации стала популярной.
Каждый отдельно взятый хипстер – личность максимально нетолерантная. Его самый страшный кошмар – это оказаться на вечеринке, где кто-то еще одет точно так же, как он. Сами по себе хипстеры не могут сегрегироваться – они обречены бесконечно меняться, стремясь ускользнуть от любых аналогий. Но именно из-за этого отсутствия внутренней сегрегации при взгляде извне мистеры в своей непохожести становятся гомогенной массой. Это позволяет остальному обществу, состоящему из людей, которым, наоборот, идентификация необходима, сегрегироваться вокруг мистеров и идентифицировать их по отношению к себе как нечто инородное. Таким образом, мистер – это чужой.
Любые описания хипстеров неизбежно превращаются в фарс. Сама попытка привести к набору стереотипов тех, кто делает все, чтобы стереотипам не соответствовать, заключает в себе неразрешимый парадокс. В визуальном блоге Look at this Fucking Hipsters не написано, кто такие хипстеры – подразумевается, что это и так ясно видно на вывешенных фотографиях. На самом деле это ясно видно лишь тем, у кого в сознании присутствует категория не такого. Формальный же анализ материалов сайта приведет лишь к бесконечно растущему множеству возможных ответов на вопрос, кто такие хипстеры.
Сам хипстер может этого не знать, он наделяется характеристиками извне и определяется посредством отчуждения. То есть хипстеры как феномен – это проявление ксенофобии.
Параллели здесь очевидны. Антисемитизм породил невероятное количество мифов о евреях. Они и пьют кровь младенцев, и тайно управляют судьбами человечества, и финансово эксплуатируют всех подряд. Так же как и в случае с хипстерами, эти стереотипы не укладываются в какую-либо систему и противоречат один другому: в одних культурах евреи представляются глупыми и ленивыми предателями, а в других – умными и талантливыми людьми с ярко выраженной взаимовыручкой.
Для человека, уже инфицированного параноидальной идеей антисемитизма, любое положительное качество евреев является лишь свидетельством их лживости, скрытности и двуличности. Ксенофобия – это явление коллективного бессознательного. Каждый конкретный человек, его составляющий, неизбежно сталкивается с тем, что жизнь не такая, как хотелось бы, и кто-то должен быть за это ответственен – либо он сам, либо кто-то другой.
Таким образом, ксенофобия – это идеология, призванная снять внутренний конфликт между представляемой и наблюдаемой реальностями, переведя его в конфликт с чужим, с внешним врагом. Причем ни физическое устранение врага, ни искоренение какого-то частного случая ксенофобии не способны ни снять первоначальный конфликт, ни устранить чувство вины.
...В этом свете фигура хипстера раскрывается с неожиданной стороны. Хипстер – это универсальный чужой. При полной невозможности его идентифицировать им может быть объявлен любой. К примеру, гендерная дискриминация, хоть и игнорируется в обществе, тем не менее отчетливо видна, она ясно проявляется даже в такой обезличенной форме, как статистика.
Однако дискриминация хипстеров не может проявиться никак, потому что это дискриминация по неизвестному признаку, в то время как и без того абсурдный список косвенных отличительных черт хипстера свободно модифицируется и дописывается всеми желающими. Никого невозможно уличить в дискриминации хипстеров.
Поэтому, вместо того чтобы принимать ущемляющие права человека законы, направленные против гомосексуалистов, российской партийной номенклатуре стоит серьезно рассмотреть вопрос о криминализации хипстеров – это позволит легитимизировать существующую в стране практику, в соответствии с которой любой может быть схвачен и брошен в тюрьму. Ненависть к хипстерам – это самый удобный и безнаказанный вид ксенофобии. За нее никто не осудит. Враг никуда не исчезнет и никогда не победит. А чувство вины не вернется.
Означает ли это, что хипстеры как явление стали концом истории ксенофобии в постмодернистском смысле, что хипстер как образ врага настолько универсален, что заменит собой всех прошлых и будущих чужих? Думается, что нет, и причина этому – то, что состоялось второе пришествие хипстеров. И состоялось оно в форме пародии.
Не удивительно, что нашлись люди, воспринимающие пост «Как стать хипстером?» (и подобные ему) буквально, как инструкцию. Подростки в массовом порядке сталкиваются с проблемой самоидентификации. И со стороны хипстеры могут казаться им модной городской субкультурой, к которой несложно примкнуть с помощью подражания, а распространенная по отношению к ней неприязнь только добавляет ей привлекательности.
Появление хипстеров-подражателей дает всей проблеме новую перспективу, ведь ввиду своей карикатурности они замещают настоящих хипстеров в качестве объекта ксенофобии. Причем в отличие от настоящих хипстеров хипстеры-подражатели не являются истинными носителями мировоззрения, тестирующего на стрессоустойчивость социокультурную иммунную систему.
Когда я искал уже упомянутую статью в Guardian, мне попалась и другая их статья, в которой Anna Leach, обозначающая себя как young British homosexual, выражает благодарность хипстерам за то, что они оттянули часть общественной неприязни от гей-сообщества на себя. А в том посте, что послужил триггером к написанию этого текста, звучали мысли, что Афиша и LookAtMe промыли мозги целому новому поколению, у которого больше нет «разумных, добрых и вечных» ценностей, что все они «пустой шлак».
Безусловно, все это происки настоящих хипстеров, которые сотворили хипстеров фальшивых, чтобы отвести праведный гнев общества от себя (и гомосексуалов) и направить его на детей самых добропорядочных граждан, заодно лишив Россию будущего.
И все же откуда такая ненависть? Мне один человек сказал, что в России «в любых кругах модно ненавидеть». Не знаю, можно ли считать за моду что-то настолько неизменное, как ненависть в России. Или он имел в виду, что мода заключается в том, что ненависть принимает разные формы. В любом случае напомнил мне, как это было, когда я еще жил в Москве.
Как-то я вышел из Библиотеки им. Ленина, где читал в обеденный перерыв занимательную, но неопубликованную, диссертацию из области филологии, и доехал на метро до редакции на Петровке. Я был одет в коричневое кашемировое пальто, обметанное белой ниткой, на мне была шляпа, и в руках я нес винтажный кожаный дедушкин саквояж. За время пути до редакции меня дважды назвали «жидом» и один раз «пидором». Обычное дело. Могли бы и больше. Причем я не думаю, что мой внешний вид являлся манифестацией моих мыслей. Если бы они узнали, о чем я на самом деле думаю, я бы так легко не отделался.
Пока живешь в России, эти мелочи воспринимаешь как данность, но потом я стал год за годом уезжать на зиму. Однажды я зимовал в Барселоне и купил на распродаже шикарные кеды Converse высотой до колен, на шнуровке и с золотыми звездочками. Пока я был в Барселоне, на меня никто не обращал внимания, но когда я вернулся в Москву, редкий выход из дома обходился без брутального обсуждения моего внешнего вида со случайными людьми.
Я стал осознавать, что стиль одежды – это простейшая проблема только для меня: каждый может одеваться как хочет, и все. Но в российском социуме эта, казалось бы, мелочь является симптомом чего-то большего. Я не мог понять, как людей, у которых такая куча общих со мной реальных проблем вроде повсеместного ущемления прав и невозможности их отстаивать в суде ввиду отсутствия независимой судебной системы, может больше этих реальных проблем волновать проблема внешнего вида случайных прохожих.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1315
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3194
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2286
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1833

Другие новости