Фото Reuters
Никогда не думал, что когда-либо буду делать подобные прогнозы, но коллеги попросили написать для определения стратегии Фонда развития электронной демократии.Поэтому предлагаю следующие этапы.
2012–2016
На первом этапе все государственные органы (кроме силовых ведомств) федерального и регионального уровня будут использовать платформы для публичных консультаций с гражданами, все мнения граждан будет исключительно совещательными, чиновники будут прислушиваться к мнению граждан, но оно не будет являться решающим.
Начнутся выборы министров через Интернет.
Возникнет система петиций, через которую граждане сообща могут поставить вопрос на повестку дня парламента или правительства региона/страны.
Проникновение электронной демократии ( ЭД ) в муниципалитеты и многоквартирные дома будет слабым, исключительно в благополучных и элитных поселках или домах.
Процесс открытия данных пойдет в усиленном режиме. Будут открыты многие базы данных, которые необходимы гражданам. Притом эти данные не будут иметь серьезной антикоррупционной значимости. Силовые ведомства останутся закрытыми, но начнется процесс обсуждения возможности их открыть.
Во многих регионах вводится электронное голосование на выборах различных уровней.
Начинают появляться электронные парламенты. Официальные и неофициальные общественные собрания делегатов от Интернета по областям деятельности (например, экология, автомобильный транспорт, коррупция), обладающие правом на законодательные инициативы, экспертную оценку законопроектов, функции контроля. Выборы в электронный парламент проходят полностью через Интернет.
Появление различных гражданских проектов по мониторингу за всем, что только возможно: от ям на дорогах до содержания вредных веществ в атмосфере, с использованием личных датчиков по замерам тех или иных параметров.
2016–2024
Государственные органы переходят на абсолютные публичные консультации (учитывают мнения граждан напрямую), силовые ведомства начинают публичные консультации без прямого учета мнения граждан.
Выборы на должности министров происходят полностью через Интернет. Точнее, сетевые граждане одобряют предоставленные кандидатуры или выбирают среди предложенных.
Проникновение систем ЭД в муниципалитеты становится значительным. Электронные муниципалитеты – почти все, кроме самых отдаленных, где еще остается крайне низкий уровень жизни и крайне слабое проникновение Интернета.
Начало открытия антикоррупционных данных, данных силовых ведомств, не относящихся к государственной тайне. Открытие исторических архивов, не относящихся к государственной тайне. Начало переоценки коммерческой тайны в интересах общества и государственной тайны.
Общероссийские электронные выборы. Полностью электронные выборы во всех регионах на всех уровнях власти.
Гражданский мониторинг почти за всеми событиями и параметрами, что доступны гражданам.
Электронные парламенты набирают особую силу, поднимается вопрос о принципиальной необходимости обычного парламента. Общественное мнение склоняется к тому, что парламентаризм в нынешнем его виде не нужен.
Значительное сокращение чиновничьего аппарата по причине его ненужности.
Классовое общество приходит к горизонтальному типу. Касты чиновников, депутатов, силовиков и прочих неприкасаемых начинают терять свою силу и привилегии. Начинают обретать силу нетократические классы: они формируются по разной степени доступа к «дорогой» информации, повышается возможность влияния на гражданское мнение.
Постепенное отмирание журналистики. Каждый сам себе журналист.
2024–2032
Законодательные органы медленно теряют свою силу и в конечном итоге ликвидируются. Электронные парламенты перерождаются в системы прямой демократии. Возможность законодательной инициативы появляется у всех граждан.
Министерства и ведомства переходят под прямой контроль граждан. Все чиновники избираются и лишаются права влиять на какие-либо аспекты жизни граждан. По сути, становятся менеджерами.
Силовые ведомства ведут публичные консультации с правом решающего голоса у граждан.
Изменение состава и структуры государственной и коммерческой тайны. Урезание государственной тайны до необходимого минимума.
Открытие полностью всех данных, за исключением гостайны и коммерческой тайны, ну и, естественно, персональных данных.
Проникновение систем ЭД в муниципалитеты близко к 100%. ЖКХ полностью подконтрольно и управляется через Сеть.
Отменяются постепенно должности губернаторов, президента, премьер-министра, мэров и т.д.
Завершается формирование горизонтального типа общества. Касты, классы и сословия в привычном виде перестают существовать.
Доступ и распространение информации становится привилегией всех граждан.