0
4535
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

26.02.2013 00:00:00

А что, собственно, консервировать?

Александр Филиппов

Об авторе: Александр Фридрихович Филиппов - социолог, философ, профессор НИУ ВШЭ.

Тэги: консерватизм, общество, власть


консерватизм, общество, власть

Прежде всего я согласен с теми, кто считает, что особенного консерватизма пока у нас не наблюдается. Но я бы хотел развить свою мысль в другом направлении. Важно не то, есть ли сегодня в российском обществе консерватизм или нет. Допустим, появится.

Тогда у меня сразу вопрос: а что будем консервировать?

Если под консерватизмом понимать статус-кво, то при достаточно невнятных очертаниях существующего положения сохранение его вряд ли является консерватизмом.

Возвращение к чему-то? Но к чему? Надо брать для возвращения то, к чему хочется вернуться? Как говорили классики, седло дикой козы подается к столу только со стременами. Что подавать будем? Одни стремена или только седло?

Если брать духовные основы православной России дореволюционного периода или Советский Союз с его идеологией, то они не могут вернуться как таковые. Я не могу для себя понять – в чем должна состоять работа консервативного сознания?

Замечено, что часто такие порывы оказываются антипрогрессизмом. Но этим можно заниматься, если вы знаете, что такое прогрессизм. И не на уровне общей идеологии, а в каждом конкретном вопросе. А пока не очень понятно – против какого развития надо протестовать.

В этой связи те идеологические мероприятия, которые время от времени характеризуются как консервативные, представляются мне не бессмысленными и в разной степени эффективными способами власти обеспечить хотя бы минимальный уровень политической мобилизации в стране. И здесь, мне кажется, у нас сталкиваются две плохо сочетаемые тенденции, связанные с представлением о настоящем и, что самое главное, о будущем.

С одной стороны, достаточно ясно, что в качестве образца возможного политического устройства в общественном сознании просматривается что-то вроде полицейского государства. То есть такой организации жизни, в которой хороший начальник знает, что такое общее благо, и распределяет тем группам, из которых состоит страна, либо кусочки этого блага, либо шансы такого блага добиться.

Это одна возможность. Но известно, что такое управление отличается достаточно большим пренебрежением к праву и его процедурной стороне.

С другой стороны, поскольку выстроить социальную и политическую жизнь на началах чисто полицейского управления по ряду причин невозможно, то необходима политическая мобилизация. Причем такая, чтобы она не заходила слишком далеко, а создавала бы некоторое ощущение сопринадлежности личности к политическому народу, ибо без этого чувства слишком многое повисает в пустоте. Но на самом деле никакого политического участия достигнуто не было. И те мероприятия, которые побуждают нас думать о возрождении консерватизма, были лишь способом обеспечения политической мобилизации, который оказался весьма неэффективным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1146
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1118
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
904
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
582

Другие новости