Сегодня существуют очень сложные взаимосвязи между информационным обществом и реальной политикой, экономикой, международными отношениями. Полтора века назад господин Карл Маркс сказал, что пролетариату необходимо раскрывать дипломатические секреты буржуазии. Сегодня можно отметить, что благодаря информационным технологиям это поручение классика в значительной мере выполняется успешно. Вторая особенность жизни в условиях постиндустриального общества заключается в том, что имидж политика становится важнее сути его политической работы. Реальная деятельность значительно меньше интересует людей, чем изображение ее в сюжетах и образах. Поэтому массовому человеку сложно найти различие между сущностью и образом, понять, что пропаганда, даже самая выразительная и эффективная, – это все-таки не реальность.
И третья особенность. Развитие информационного общества имеет множество достоинств. Но есть и немало издержек. Одна из них заключается в том, что при огромном количестве профессиональных и самодеятельных футурологов прогнозирование будущего не отличается высоким качеством. За исключением некоторых известных центров прогнозирования мирового развития большинство попыток заглянуть в будущее отнюдь не блещет рационализмом.
В Китае тоже есть такие прогнозисты. Они, например, все чаще стали говорить о том, что уже вот-вот моя страна станет одним из лидеров мирового развития.
Но они или не догадываются, или не знают, сколько рисков, трудностей и вызовов нас еще ждет, и какие проблемы предстоит еще решить, чтобы добиться столь высокого уровня экономики. Иногда мне кажется, что американцы, пытаясь нарисовать будущее своей страны, высказываются более скромно, чем некоторые мои соотечественники.
Я в своих прогнозах умеренный оптимист и мой прогноз в какой-то мере совпадает с решениями 18-го съезда КПК, в которых говорится, что среднезажиточное общество мы сумеем построить к 2020 году. Еще одна установка съезда связана с тем, что необходим всесторонний, а не только экономический подход к реформам. Комплексное и последовательное развитие должно затронуть многие стороны жизни китайского общества.
Рациональная, взвешенная программа дальнейшего развития Китая будет, мне кажется, обусловлена опытом и знаниями нового руководства КПК. Большинство новых лидеров во времена культурной революции оказались в сельской местности на востоке Китая, и поэтому им, людям образованным, закаленным и опытным, хорошо известны особенности регионального развития страны. И этот фактор несомненно будет учитываться в общей стратегии, предложенной съездом.
Когда новые руководители впервые вышли для встречи с китайскими и иностранными журналистами, которые некоторое время ждали их в зале, то глава КПК сказал: «Извините нас за то, что мы опоздали». Китайские корреспонденты были тронуты, потому что раньше они такого не слышали. Надеюсь, что такой стиль отношений будет приживаться. Потому что это важно как для внутренней жизни Китая, так и для нашего общего сосуществования в непростом глобальном мире.