Равнение на силу духа ее величества!
Фото Reuters
В День пожилых людей, 1 октября, был обнародован доклад ООН под изящным названием «Старение в XXI веке: триумф и вызов». В нем, в частности, сообщается, что в ближайшие 10 лет число 60-летних жителей превысит 1 млрд. человек. Авторы работы считают: власти многих стран просто недооценивают последствия этого нашествия на планету пожилых людей. Уже к 2050 году их в мире будет больше, чем 15-летних подростков. В Японии, например, уже сегодня проживают 30% 60-летних граждан.
К середине века похожую статистику продемонстрируют еще не менее 60 стран, в том числе Албания, Канада и Китай. К этой тенденции добавляется другая: по данным Фонда населения ООН, из всех людей в мире, которым сегодня больше 60 лет, две трети проживают в развивающихся странах. А, например, на Кипре и в Латвии из 60-летних жителей более половины проживают в условиях бедности.
В целом же авторы доклада считают, что само по себе увеличение продолжительности жизни и соответственно числа пожилых в целом говорит об улучшении условий жизни населения Земли. Одна из причин позитивных изменений объясняется ростом уровня медицинского обслуживания, которое становится еще и более доступным.
За последние несколько десятилетий в мире наблюдался рост уровня медицинского обслуживания, которое к тому же стало более доступным.
Люди стали лучше питаться, а более высокий, нежели ранее, уровень образованности, отмечается в докладе, способствует распространению семейного планирования и сокращению количества детей в семьях.
Надо сказать, что авторы доклада спорят с широко распространенным в мире убеждением в том, что пожилым «необходимо поскорей освобождать свои рабочие места, давая дорогу молодежи».
Идеология быстрого замещения стариков молодыми поколениями работников родилась не сегодня и действительно широко распространена. Неспроста президент РФ Владимир Путин недавно выступил против возрастных ограничений при приеме на работу, подразумевая под этим прежде всего людей пожилого возраста. В докладе ООН также говорится о недопустимости дискриминации по возрасту и насилия в отношении пожилых граждан.
Об отношении к старикам есть интересное суждение известного демографа Анатолия Вишневского. Отталкиваясь от известного тезиса Пенсионного фонда о том, что содержание пенсионеров осуществляется за счет тех, кто работает, Вишневский говорит слелующее:
– Почему за счет кого-то живут старики? Ведь это не дети, которые могут жить только в кредит. Пожилые люди – в массе своей, конечно, – это те, кто уже проработал 30, 40, а то и 50 лет. Их никогда не может быть много, их всегда меньше, чем число работавших в «их» время, – ведь каждое поколение постепенно вымирает. Выходя на пенсию, они перестают работать. Но продолжает работать и приносить дивиденды созданный ими капитал.
Новые поколения приходят на уже готовое, созданное их родителями и прародителями, сегодняшними пенсионерами. И то, что производится сегодня, – только отчасти продукт живого труда ныне работающих, в нем всегда присутствует частица овеществленного труда родительских поколений. Нынешние работники живут в построенных предшественниками домах, трудятся на возведенных ими заводах, ездят по проложенным ими дорогам и наведенным ими мостам, используют созданные ими же вложенные в головы детей знания… Если бы каждое поколение начинало все на пустом месте, немного бы они наработали».
О том, что среди пожилых людей встречается немало деятельных, здоровых и работоспособных людей, говорит факт, приведенный в докладе ООН: в Боливии пенсионеры объединяются в так называемые «Белые бригады», которые помогают спасателям.
А как старение влияет на умственную деятельность? Академик Юрий Рыжов:
– Я считаю долголетие в науке явлением вполне естественным, когда дело касается гуманитариев, – сказал академик. – Они могут накапливать знания, опыт, учиться на ошибках и к глубокой старости написать еще много ценного и даже актуального. Что же касается физики, математики, механики, то что-то сюжетно свежее человек может создать примерно к 30 годам. Экспериментатор способен на что-то продуктивное еще лет до 40–50. Дальше переход за этот рубеж зависит от способности ученого преподавать, чему-то научить и даже воспитывать прежде всего своим примером. А по большому счету человек может создать свою школу, опекать своих последователей, помогать им встать на ноги. Ну, а затем человек может стать экспертом. Работа для ученого есть в любом возрасте.
В каком возрасте начинается старость?
═