0
4353
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

26.06.2012 00:00:00

Над лозунгом слезами обольюсь

Александр Алтунян

Об авторе: Александр Генрихович Алтунян - преподаватель факультета журналистики Международного университета в Москве.

Тэги: митинг, протест


митинг, протест Карнавальность веселит, но требований не отменяет.
Фото Василисы Деюн

Вначале что-то вроде теории. Лозунг – это минималистский жанр политического текста, политической риторики. Особенности его – декларативность, призывность, краткость. Эта краткость не позволяет иногда ясно ощутить, что, как и все политические тексты, лозунг – это не только призыв, это и полемика. Более того, это полемика прежде всего. Краткость и призывность мешают понять и другие свойства лозунга, характерные для всех политических текстов: они обращены к определенному адресату и исходят от конкретного адресанта, и последний совсем не всегда совпадает с человеком, держащим лозунг.

Смысл лозунга, его модальность, функции при всей кажущейся простоте отнюдь не просты.

Лозунги несут прямое содержание, какой-то конкретный призыв, утверждение или отрицание. Изменение лозунгов в длительной исторической перспективе – это изменение содержания: что констатируют, к чему призывают, что проклинают. Поэтому «трансформации лозунгов», как обозначил тему своего доклада на круглом столе в «Мемориале» один из исследователей, просто нет. Есть смысловые изменения, и состоят они в простой смене объектов прославления и отрицания, обусловлены чисто историческим контекстом. Как это ни странно звучит, трансформации, то есть внутреннего, структурного, изменения советских лозунгов в российские или антисоветские, нет. По своему строению лозунги остались прежними. Изменились, сменились объекты прославления и отрицания в соответствии с изменениями исторического контекста.

И все же изменения происходили. Но изменялся не лозунг как жанр, а прагматические, лингвистические характеристики лозунгов. И эти изменения мы можем наблюдать даже на сравнительно коротком промежутке: октябрь 2011 – июнь 2012 года.

Действительно, от митинга к митингу за последние восемь-девять месяцев совокупность лозунгов, общая их картина менялись, и связано это с изменениями в состоянии, самоощущении «митинговой массы». То есть жанр лозунга не изменился. А вот взятые в массе – они меняются в соответствии с изменениями того, как себя видит, ощущает пришедшая на митинг масса, например, как она понимает соотношение «я»–«мы»–«они», насколько силен в лозунге элемент мобилизации и т.д.

Теперь о конкретном: как менялись лозунги в ходе прошедшего сезона. Вот несколько из них на первом легальном массовом митинге на Болотной в декабре 2011 года: «Подтасовка выборов опаснее гриппа», «За честные выборы!», «Путина в отставку», «Посчитайте мой голос».

Количество лозунгов сравнительно с количеством людей было небольшое. Содержание прежде всего отношения к выборам. Доминировала идея «За честные выборы».

В декабре на проспекте Сахарова к идее честных выборов добавляется, усиливается идея отрицания в отношении власти: «Не дадим власти нас объегорить», «Долой власть жуликов и воров!»

На февральском шествии по Якиманке и последующем митинге на Болотной радикально меняются количество плакатов-лозунгов и их содержание. Действие приобретает карнавально-праздничный характер. Количество лозунгов на душу протестующих выросло в разы. Тема честных выборов уходит на второй план. Главным отрицательным моментом становятся уже не сфальсифицированные выборы, а личность премьера Путина. Отрицание сосредоточивается на характеристике его личности, деятельности, его манерах, высказываниях, претензиях, должности и даже семейных отношениях.

При этом в большинстве лозунгов, затрагивающих фигуру Путина, нет прямой идеи отрицания, призыва: «Долой!» До этого градус общественного негодования пока не поднялся. Многие упоминания Путина – это не отрицание, а обращение, грубое, быть может, но обращение. «Мы твои работодатели. Уволен», «Мы не протестуем, мы увольняем», «Свободу рабу на галерах».

Вторая важная составляющая в наборе лозунгов на Якиманке – самоидентификация. Эти тексты писались не только и не столько для обличения и даже не для мобилизации, а для того, чтобы через обличение, неприятие понять и представить себя. Объяснить, почему он, некий человек, пришел на митинг, что ему надо и как он понимает правильное устройство общества, политики.

«Мы не оппозиция, мы ваши работодатели», «За митинг заплатил я, а не мне», «Хомяк расправил плечи», «Мы представляем себя», «Мне не платят США. Я сама сюда пришла!!!»

Конечно, самоидентификация автора есть практически в каждом политическом тексте, в том числе и в лозунгах. В лозунгах Якиманки она особенно очевидна.

Третья интересная черта. Программные требования – эта, казалось бы, главная задача любого политического текста, выражены шутливо и почти факультативно. Вот некоторые из них: «ЕдРо» на Марс, и кончен фарс!», «Требуем освобождения политзаключенных», «Шакалы, отдайте наши чердаки и подвалы!». «Архангельская область. С северными надбавками: пенсия 6900 р., техник – 4600 р., учитель 9800… Нефть – 110 долл. за баррель». Политических требований меньше всего.

Бросается в глаза огромное число обращений к Путину. Кажется, демонстранты только и заняты тем, что объясняют свое к нему отношение. Даже лозунги самоидентификации – это, по существу, тоже разговор с Путиным, потому что самоидентификация идет как полемика с Путиным. Верно и обратное: неприятие, отрицательное отношение к Путину – это часть самоидентификации. «Я», «мы» – это те, кто против.

Лозунговая полемика с Путиным идет не по программным пунктам, а на уровне личностного отношения. При этом ему противопоставляется лозунговое «я», в меньшей степени – «мы». Пришедшие на митинг хотят ухода Путина, но не для того, чтобы заменить его кем-то или его систему какой-то другой, они хотят противопоставить Путину себя, автора лозунга, утверждая себя как субъекта политического действа. Противопоставление Путину оформлено в виде полемики с его частными высказываниями и программными положениями.

В сущности, это личностное обличение является зеркальным отражением путинской риторики. Полемика идет в достаточно грубой форме, но это ответ на путинскую публичную лексику.

Простецкий стиль высказываний тогда еще премьера: я вкалывал «как раб на галерах», «идите ко мне, бандерлоги!», белые ленточки – «презервативы» – вернулся к Путину: «Свободу рабу на галерах!», «Ты звал нас? Мы пришли!», «Предохранение от Путина» и т.д. Однако у оппонентов очевидно игровое начало. Играя словами, они как бы подают сигнал – не все в России любители столь грубых шуток, да еще отпускаемых с высоких трибун.

А как реагировал Путин? Он на это косвенно отвечал: «Вашего покорного слугу поносят в Интернете». «Обливают помоями». «Мы их приглашаем для диалога, а они не идут» – о лидерах оппозиции.

Отчасти он прав, над ним шутили очень грубо. Это было достаточно изощренное издевательство. Но дело в том, что под руками у пришедших в феврале на Якиманку был единственный доступный публичный жанр – жанр народного низового словоизвержения. Его смысл в политической сфере – профанирование власти, десакрализация, осмеивание. Этот жанр захватил и образованные массы, так как других, более привычных для образованного слоя жанров в современном дискурсе просто нет. Лозунги февральской Якиманки – это тот голос, который должен был все время присутствовать в политическом пространстве страны. Но его там не было. Отсюда – повышенная страстность, эмоциональность, переход на личности. Но еще митинг – это отчасти карнавал, и проход по Якиманке это подтвердил.

Но в России нет традиции карнавала. Власть считает осмеяние реальной для себя угрозой. Публичное осмеяние ее воспринимается как бунт, как агрессия. К этому власти продолжают относиться очень серьезно, вплоть до ареста и суда.

Манифестация 6 мая 2012-го продолжила линию февральской Якиманки. Это были остатки карнавала. Шуток и издевательств было меньше, но было больше определенности. Появились программные требования и политические по своей сути декларации. В сравнении с февральским митингом участников шествия 6 мая уже меньше волновала тема самоидентификации, почему они здесь, а больше – чему и кому они противостоят.

«Солидарность требует перемен. Перемены требуют солидарности», «Против коммерциализации образования», «Запрещается запрещать!», «Нет грабительской утилизации (старых машин)», «В Воронеже запретили митинг. Поэтому я здесь», «Сегодня штрафы и обыски, завтра – ГУЛАГ».

Мы видим, что мало обращений в адрес Путина. Почти все лозунги обращены к «нам», к соратникам, к обществу в широком смысле. В лозунгах меньше самовыражения, больше программных призывов, то есть они более прагматичные. В них больше требований, больше мобилизации и меньше иронии. Митингующие поняли, почему они выходят, кто они и кто их соратники. Они уже не оправдываются: «Я сама сюда пришла…»

Идет новый этап, новый политический сезон. А мне лично жаль карнавала…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1245
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
783
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1505
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1451

Другие новости